Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Введение
Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой.
Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.
Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных.
В игре у детей возникает три цели.
Первая цель — удовольствие от игры — «Хочу».
Вторая цель — выполнять правила игры — «Надо».
Третья цель — творческое выполнение игровой задачи — «Могу».
Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.
На занятиях в вокальном ансамбле с детьми 6-8 обязательным считаю включение в программу обучения музыкальных игр.
Игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.
Первый аспект — физиологический.
Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.
Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ
Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.
В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать Движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления. В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:
1.Коррекционные:
*развитие слухового, зрительного, тактильного восприя —
тия, мимической мускулатуры, дыхательной системы,
артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту,
темп, динамику, ритм), координации движений и норма —
лизация их темпа и ритма;
*формирование выразительных средств: интонации, ми
мики, жестов, движения.
2.Оздоровительные:
*укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем,
костно-мышечного аппарата;
*развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
*развитие «мышечного чувства» (способности снимать
эмоциональное и физическое напряжение);
*развитие быстроты двигательной реакции.
3.Образовательные:
*обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
*развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
*формирование умственных умений и действий. *
4.Воспитательные:
* воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной
кульруры;
* эстетическое отношение к окружающему;
* развитие чувств, эмоций высшего порядка.
- Развивающие:
* познавательную активность;
* устойчивый интерес к действованию;
* саморегуляцию и самоконтроль;
* внимание, память, мышление;
* ориентировку в пространстве.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР:
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с различными музыкальными играми. Научить их проводить друг с другом. Выявить самого творческого ребенка.
ЗАДАЧИ: Развить интерес к музыкальным играм, обучить речевым, певческим, двигательным навыкам, развить познавательную активность.
ХОД КОНКУРСА:
Ребенок представляется.
Говорит название игры. Затем объясняет правила игры.
Проводит музыкальную игру с детьми. Подводит итог игры (справились ли дети с игрой, выполнена ли цель игры).
Для конкурса должна быть заранее подготовлена музыка и реквизиты для игр.
Жюри оценивает детей по всем критериям по 5 бальной шкале.
Критерии конкурса:
- Умение ребенка грамотно объяснить правила игры.
- Чистое интонирование, ритмичность, темповое соответствие.
- Эмоциональность.
- Оригинальность, творческий подход.
По окончании конкурса жюри награждает победителей памятными дипломами и медалями за 1,2,3 место.
Специальные призы и грамоты за самую веселую, оригинальную, сложную игру.
Все дети награждаются поощрительными сувенирами участников конкурса.
Оценочные листы для жюри конкурса музыкальных игр «Серпантин идей»
№ |
ФИО |
Критерии оценок по 5 бальной шкале
|
||||
Представление. Умение ребенка грамотно объяснить правила игры.
|
Чистое интонирование, ритмичность, темповое соответствие.
|
Эмоциональность.
|
Оригинальность, творческий подход.
|
Общее количество баллов |