Сценарий конкурса музыкальных игр для детей 6-8 лет «Серпантин идей»

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Введение

Детство — это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой.

Мир фантазии, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра — оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных.

В игре у детей возникает три цели.

Первая цель — удовольствие от игры — «Хочу».

Вторая цель — выполнять правила игры — «Надо».

Третья цель — творческое выполнение игровой задачи — «Могу».

Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

На занятиях в вокальном ансамбле с детьми 6-8 обязательным считаю включение  в программу обучения музыкальных игр.

Игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодей­ствия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект — физиологический.

Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект — психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект — педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи — ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера.

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга.

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желание, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют ребенка и сопровождают его в каждой игре.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРЫ

Музыка вызывает эмоциональный и двигательный отклик. Характер отклика зависит от цели, содержания, образа игры, которая отличается от танца, пляски тем, что помогает детям внимательно и сознательно слушать музыку.

В музыкальной игре ребенок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны   с   процессом   узнавания   и   различения   характера   музыки,   отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребенка умение согласовывать Движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требование проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодии. Понимание музыкально-игрового задания вызывает у ребенка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления. В соответствии с этим музыкальная игра имеет следующие задачи:

1.Коррекционные:

*развитие слухового, зрительного, тактильного восприя —
тия, мимической мускулатуры, дыхательной системы,
артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту,
темп, динамику, ритм), координации движений и норма —
лизация их темпа и ритма;

*формирование выразительных средств: интонации, ми­
мики, жестов, движения.

2.Оздоровительные:

*укрепление сердечно-сосудистой, двигательной систем,
костно-мышечного аппарата;

*развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;

*развитие «мышечного чувства» (способности снимать
эмоциональное и физическое напряжение);

*развитие быстроты двигательной реакции.

3.Образовательные:

*обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;

*развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;

*формирование умственных умений и действий.         *

4.Воспитательные:

*  воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной
кульруры;

*  эстетическое отношение к окружающему;

*  развитие чувств, эмоций высшего порядка.

  1. Развивающие:

*  познавательную активность;

*  устойчивый интерес к действованию;

*  саморегуляцию и самоконтроль;

*  внимание, память, мышление;

*  ориентировку в пространстве.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР:

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с различными музыкальными играми. Научить их проводить друг с другом. Выявить самого творческого ребенка.

ЗАДАЧИ: Развить интерес к музыкальным играм, обучить речевым, певческим, двигательным навыкам, развить познавательную активность.

ХОД  КОНКУРСА:

Ребенок представляется.

Говорит название игры. Затем объясняет правила игры.

Проводит музыкальную игру с детьми. Подводит итог игры (справились ли дети с игрой, выполнена ли цель игры).

Для конкурса должна быть заранее подготовлена музыка и реквизиты для игр.

Жюри оценивает детей по всем критериям по 5 бальной шкале.

Критерии конкурса:

  1. Умение ребенка грамотно объяснить правила игры.
  2. Чистое интонирование, ритмичность, темповое соответствие.
  3. Эмоциональность.
  4. Оригинальность, творческий подход.

По окончании конкурса жюри награждает победителей памятными дипломами и медалями  за 1,2,3 место.

Специальные призы и грамоты за самую веселую, оригинальную, сложную игру.

Все дети награждаются поощрительными сувенирами участников конкурса.

Оценочные листы для жюри конкурса музыкальных игр «Серпантин идей»

ФИО

 

Критерии оценок по 5 бальной шкале

 

Представление. Умение ребенка грамотно объяснить правила игры.

 

Чистое интонирование, ритмичность, темповое соответствие.

 

Эмоциональность.

 

Оригинальность, творческий подход.

 

 

Общее количество баллов

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.