План-конспект занятия: Музыкально – сценическая работа над образом музыкального произведения в вокально -эстрадном направлении.

Возраст учащихся: 9-10 лет

Количество детей: 12 человек

Продолжительность занятия: 45 мин

Вид занятия: групповое

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: беседа, практическое занятие с элементами инсценирования, творчества, игры.

План занятия:

Организационный момент .

  1. Подготовительный этап: сообщение темы, беседа по теме урока.
  2. Выполнение задания .
  3. Подведение итогов.

Цель: Научить детей воссоздавать художественно-сценический образа в исполняемом музыкальном произведении. 

Задачи:

 — воспитать навыки восприятия музыки через понимание образа произведения; 

— научить ребёнка передавать характер произведения, его образное содержание;

— развить умения перевоплощаться в сценический образ;

 — развить сценическую речь, образное мышление через пластику и ритмику, импровизацию, эмоциональное раскрепощение;

— стимулировать потребность к творческому самовыражению учащихся;

— способствовать формированию мотивации к концертной деятельности;

— способствовать воспитанию эстетического, художественного вкуса;

— способствовать совершенствованию вокальной культуры исполнения;

— воспитывать в детях интерес к вокальной музыке;

— способствовать формированию социального опыта в процессе деятельности учащихся.

Методы обучения: словесный, проблемный (эвристический), наглядный, творческий.

На занятии используются методики: П.И.Сикура, И.М.Сеченова, А.Н.Стрельниковой, В.Емельянова, К. Орфа

Новизна данного занятия заключается в использовании инновационных педагогических технологий, направленных на формирование сценического образа при исполнении вокального произведения; в введении синтеза искусств: вокала, ритмопластики, актерского мастерства.

Формирующиеся компетенции:

познавательные: продуктивное и репродуктивное познание, постановка и решение познавательных задач;

ценностно – смысловые: ценности культуры (музыки, поэзии);

коммуникативные: способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;

социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей, сотрудничество;

компетенции деятельности: обучение, творческая и игровая деятельность.

 Ожидаемые результаты:

Повышение эффективности процесса обучения, интереса к вокальному творчеству, изучение проблемы сценического волнения, ознакомление с современными требованиями сценической культуры в целом. Положительный настрой детей на занятия в вокально — эстрадном ансамбле.

Оборудование.

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор);
  • синтезатор;
  • наглядный дидактический материал(презентация к занятию).

Музыкальный материал:

  • песенки-распевки:
  • фонограмма песни « Праздник счастливого детства»;
  • фрагмент арии «Мельника» из оперы «Русалка» А.С.Даргомыжского

Ход занятия:

Сценический образ артиста – это феномен синтетический, связывающий несколько видов искусств. Поэтому ключевые слова занятия: музыка, слово, пение, актерское мастерство (мимика, жесты, звук, пластика), сценический образ, сценическая культура.

Почему я выбрала именно эту тему для сегодняшнего открытого занятия?

Актуальность проблемы развития и воспитания детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня очень остро, так как появилось большое количество вокальных студий, коллективов, всевозможных конкурсов и фестивалей.  Время предъявляет к детскому голосу очень высокие требования. Исполнение песни на эстраде предполагает не только качественный звук и богатый диапазон звучания, но и мастерство художественного перевоплощения, артистизм, яркое зрелищное шоу. Все это сводится не просто к обучению пению, но и к формированию сценического образа на сцене — одного из важнейших составляющих имиджа маленького артиста, способного стать проводником к сердцу зрителя.

Как известно, пение — это музыка, обогащенная словом. Оно воздействует на слушателя и средствами музыки, и средствами поэзии. Поэтому исполнителю необходимо «погрузиться», прежде всего, в поэтический мир автора текста вокального произведения, понять его смысл, образность, интонационно-ритмическую организацию.
Образ — порядок, способ, метод, организация. Синонимы –облик, изображение, имидж, образец . 
Образ — субъективный феномен, возникающий в результате предметно- практической ,мыслительной деятельности, представляющей собой целостное интегральное отражение действительности. 
Художественный образ— всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов. Также любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. 
По выражению композитора В. Астафьева « Музыка – образно — звуковое отображение действительности». 
В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Музыкальное настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса. 
Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища. 
Исследования ученого В.М. Бехтерева доказали, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки. Он вызывает у ребенка, непроизвольно, телесные движения. Сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсом музыки. Позднее действует на ребенка высота тона и мелодии звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных инструментов. В соответствии с этим положением необходимо серьезно продумывать и планировать вокальную работу с детьми. 
В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов. 
На основании выше изложенного выстраивается следующая схема 
муз. — сценической работы над образом вокального произведения: 

Первый этап – изучение доступных элементов в музыкально-сценической деятельности: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий, 
поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения. 

Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, в которое включены варианты воплощения муз-худ образа, предложенные детьми входе занятия. 

Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение. 

Как начать работу над образом? 
1.Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с 
исполнителями; 
2.Сделать разбор средств музыкальной выразительности; 
3.Приступить к созданию своего, нового образа ,его сценария поведения и 
действий. 

В создании образа помогают сценическое движение. Упражнения в игровой форме , задания со словами « если бы», проговаривание и обыгрывание скороговорок, развитие чувства ритма ,упражнения на умение владеть своим лицом и телом ( Мимические этюды: «Радость» , «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность», «Страх», «Надменность», «Восторженность», «Удивление». 

Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни: музыка, слово , пение и сценические движения. 

Беседа с ребёнком по теме : 
Как ты думаешь что такое образ? (Образ это оболочка, аура , характер ,повадки кого –либо. 
Когда мы говорим войти в образ ,что это значит?(Это значит на время быть не собой ,а тем в чём образе ты должен побывать) 
Для чего нам нужен сценичекий образ?(Для того чтобы зрителю было интереснее слушать исполнителя) 
Покажи мне образ кошки, собачки, весёлого человека, бабочки, грустного человека. 

1.Разминка: 
Покажите мимикой различные виды настроения: хорошее -и вы улыбаетесь, плохое -и лицо ваше стало грустным. 
. Сильно зажмурьтесь 
. Широко раскройте глаза 
. Поднимите брови вверх 
.Нахмурьтесь ,как ребёнок, у которого отняли игрушку 
. Улыбнитесь ,как кот на солнышке 

. Надули обе щечки одновременно 
.Попеременно 
. Покусали язык (достали одной щёчки ,другой) 
. Губы в трубочку: движения вправо-влево ,затем круговые движения. 
Массаж щек (побежали пальчиками по щекам ,потёрли круговыми 
движениями, словно рисуем яблочки). 
Всё это освобождает связки, разогревает их и они практически готовы к работе. 

2. Дыхательная гимнастика: 
. Снеговик: 
Представили образ снеговика, руки в стороны. Сделали большой вдох и медленно выдыхаем , показываем как снеговик тает на солнышке . 
. Буратино: 
Теперь ты Буратино ,руки в стороны. Вдох, на выдохе (распределить выдох на несколько частей) Опускается голова, руки до локтя, полностью руки, ноги сгибаем в коленях .Как будь-то Буратино медленно складывается 
. Руки на поясе ,вдох распределить выдох на части, шёпотом проговариваем слоги каждый раз выдыхая воздух. 
П-А –голова прямо 
П-О- голова вправо 
П-У- голова прямо 
П-Ы- голова влево 
П-И- голова прямо 

. Руки вверх, вдох — улыбаемся 
Руки вниз, выдох – хмуримся 
3. Речевые упражнения: 
. Ёлочки- сосеночки, зелёные- колючие. 
Проговариваем : Радостно, расстроено ,сердито, удивлённо, испуганно, нежно. 
. Наш шахматист вашего шахматиста перешахматит и перевышахматит. 
Нет, наш шахматист вашего шахматиста перешахматит и перевышахматит. 
(Как бы споря ) 

4. Распевка: 
. Шла Саша по шоссе и сосала сушку 
А потом пришла домой села на( подушку, игрушку, индюшку) 

(Ребёнок должен сам придумать последнее слово) 
Упражнение развивает у ребёнка мышление, творческие способности 
.Бык тупогуб,тупогубенький бычокю,у быка бела губа тупа. 
Пальчики смыкаем в колечки: большой –указательный, большой- средний,(Большой –безымянный ,большой-мизинец. Затем в обратную сторону. На каждое слова пальчики меняем.) Упражнение помогает ребёнку чётко –ясно произносить текст. 
.Я шагаю вверх – шагает вверх 
Я шагаю вниз -шагает вниз 
Развивает у ребёнка умение петь и двигаться одновременно. 
Работа над произведением: 
«Созвездие талантов»-исполнение песни 
Разобрать текст выявить и отработать трудные места. Создать образ песни. Музыкальность характеризуется способностью переживать содержание музыкального процесса в его целостности- чувствовать образ. Способность создавать музыкально-двигательный образ развивается путем соответствующей целенаправленной организации, как восприятия музыки, так и самих движений детей. 
Выяснить о ком эта песня ,какой характер, темп ,придумать движения , найти главные слова в тексте на которые мы будем делать ударения и затем в образе с движениями исполнить произведение. 
Домашнее задание – потренеровать  движения, соотнести движения с пением. Поработать перед зеркалом. 

Литература: Силантьева И.И Проблема перевоплощен я исполнителя в вокально — сценическом искусстве. Вопросы вокального образования: Методические рекомендации для преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений ред.-сост.М.с.Агин.-М.СПб.: РАМ им. Гнесиных,2003.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.