Само понятие «авторитет» в переводе с латинского означает «власть», «влияние». А эти слова, как известно, не могут не нести в себе определенную долю давления, навязывания.
Какой же авторитет родителей вреден?
В первую очередь это всем известный авторитет зависимости и авторитет принуждения, который базируется на полной подчиненности ребенка.
Желая сделать ребенка послушным, под запретом оказываются его любимые занятия, прогулки во дворе с друзьями, да и просто важные для ребенка, но абсолютно ненужные с точки зрения взрослого вещи.
Авторитет подкупа. Очень заманчиво иногда обратиться к чарам этого авторитета. «Уберешь игрушки – куплю тебе конфет», «скушаешь кашку – почитаю сказку». А дальше – больше: и обещания позаковыристей, и, следовательно, требования посложнее. Ребенок привыкает к такому стилю взаимоотношений и по любому поводу можно услышать ответ «А что я за это получу?». Использовать подобного рода авторитет следует с большой осторожностью, как говорится, в «гомеопатических дозах».
Авторитет жалости. Вас не слушается ребенок? Делайте вид, что плачете!
Потом жалуйтесь на боль в сердце. Не останавливайтесь, продолжайте вызывать к себе сочувствие – так легче добиться своего. Но что будет со временем? Когда выяснится, что все не так трагично? Жалость уйдет, а за ней не обнаружится ни душевной теплоты, ни уважения. В конце концов, ваше чадо попросту перестанет Вам доверять. Какой уж тут авторитет?
Авторитет ласки. С одной стороны, странное сочетание. Но с другой стороны, разве не встречаются семьи, где дети чрезмерно изнежены и заласканы, где пытаются влиять на них не добрым словом или аргументированными доводами, а шквалом поцелуев и ласк?
Опыт показывает: настоящий родительский авторитет в семье базируется, прежде всего, на дисциплине. Не на силе, не на принуждении, а на воспитании установленного, обязательного для всех порядка,
соблюдения четких правил поведения и моральных норм. Именно тогда соблюдение этих правил и норм входит в привычку, становится второй натурой каждого члена семьи, в т.ч. и самых маленьких ее членов. Дисциплина – всегда результат правильного, целенаправленного влияния на ребенка.
Конечно, полезные привычки не возникают сами по себе и не закрепляются за секунду. Но тут у каждого взрослого есть надежное, веками испробованное оружие – поощрение. Оно помогает взрослому корректировать поведение ребенка, стимулировать правильные поступки, а ребенку — отличать хорошее от плохого, дозволенное от недозволенного.
Успехов Вам в воспитании!
Автор статьи:
педагог по эстрадному вокалу
Потехина Елена Петровна