Цель:
Теоретическое обоснование здоровьесберегающих технологий, которые могут быть реализованы на занятиях в вокальном ансамбле.
Задачи:
- создать условия для сохранения здоровья учащихся;
- разработать меры по здоровьесбережению;
- внедрить здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс;
- создать комплекс условий, максимально обеспечивающих непрерывное, разностороннее и последовательное развитие учащихся с учетом их индивидуальных способностей.
Теоретическое обоснование:
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще одну немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов вокально – хоровые занятия должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
На занятиях в вокальном ансамбле я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная терапия;
- точечный массаж лица;
- вокалотерапия;
- ритмотерапия;
- улыбкотерапия.
Дыхательная терапия.
Cодержание технологии:
Использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы – диафрагмы. Использование методических материалов из гимнастики, которую разработала педагог-вокалист Александра Николаевна Стрельникова. Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за две секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот.
Необходимость применения:
перестраивает стереотип дыхательных движений;
- восстанавливает не только движение и пластичность мышц, участвующих в дыхании и фонации, но и укрепляет весь опорно-двигательный аппарат в целом;
- активно включает в работу все части тела – руки, ноги, голову, тазовый пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д., повышая общий мышечный тонус.
- восстанавливает нормальное физиологическое дыхание через нос и закрепляет навык правильного дыхания;
- тренирует мышцы, участвующие в дыхании;
- увеличивает дыхательный объем и жизненную емкость легких;
- устраняет сопутствующие нарушения в различных системах и органах, вызванные длительным отсутствием носового дыхания, в частности ускоряет состояние гипоксии и гипоксемии;
- устраняет местные застойные явления в дыхательных путях, что способствует рассасыванию патологических, воспалительных образований.
- восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
- улучшает дренажную функцию бронхов;
- положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровеснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
- повышает общую сопротивляемость организма, его тонус;
- улучшает нервно- психическое состояние.
Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться. Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.
Точечный массаж лица.
Содержание технологии:
Метод воздействия на точку надавливанием указательного пальца руки. Это японский метод, который носит название «шиатсу». Легкое надавливание в течение 30 секунд. После чего производится массаж: девять вращений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность точечного массажа в каждой точке не должно превышать 3–4 минуты.
Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” — 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно, мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.
Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться. Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.
Необходимость применения:
- организует энергетический баланс;
- стимулирует или успокаивает (что зависит от способа, техники воздействия) вегетативную систему;
- усиливает кровоснабжение;
- регулирует трофику тканей, деятельность желез внутренней секреции;
- уменьшает болезненность, снижает нервное и мышечное напряжение.
Вокалотерапия.
Содержание технологии:
- скороговорки, речевые упражнения, артикуляционная гимнастика;
- цикл интоннационно-фонопедических упражнений по В.Емельянову;
- вокально-хоровые распевания;
- исполнение песенного репертуара.
Необходимость применения:
- укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- развитие речевой активности;
- развитие силы звука;
- расширение диапазона звучания голоса;
- постановка основных вокальных навыков;
- метод вокалотерапии (ВТ) то самое желанное универсальное средство лечения, поскольку воздействует не на какой-то орган в отдельности, а не весь организм;
Научными исследованиями доказано, что даже «простое» пение от души в течение 20 – 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм человека. Показано, что вокалотерапия даёт особенно хорошие результаты при хронических заболеваниях бронхов и лёгких, в том числе – при бронхиальной астме. Количество нейтрофилов и лимфоцитов – наших защитников – под влиянием ВТ увеличивается. (Видимо им по душе, когда хозяин поёт!).
Голос, произносящий определённые звукосочетания, как бы настраивает внутренние органы, корректирует их вибрационную частоту. Изучением данной способности человека занимались еще в древности. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся. Забота о целенаправленном развитии детских голосов – необходимая составная часть работы с хором. В голосообразовании участвует ряд органов: орган слуха с его тонким устройством, сложная система голосового аппарата, органы дыхания. Они составляют одно целое, один комплекс, их деятельность строго согласована и подчинена центральной нервной системе.
Артикуляционная гимнастика.
Гимнастика для рук, ног — дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы — чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык — главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция — автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
В интонационно фонопедических упражнениях В.Емельянова — основная цель которых — активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.
После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека.
Правильный подбор голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.
Я рассматриваю лечебные звуки и звукосочетания с позиции вокалотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области:
Гласные звуки
А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
Э- улучшает работу головного мозга;
И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;
О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;
У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);
Ы- лечит уши, улучшает дыхание.
Звукосочетания
ОМ – снижает кровяное давление;
АЙ, ПА – снижают боли в сердце;
УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных согласных звуков (лучше их пропевать)
В, Н, М – улучшает работу головного мозга;
С – лечит кишечник, сердце, легкие;
Ш – лечит печень;
Ч – улучшает дыхание;
К, Щ – лечат уши;
М – лечит сердечные заболевания.
В хоровых распеваниях, я активно использую эти звуки и звукосочетания.
Большое значение имеет и интенсивность произношения («пропевания») звуков. При заболеваниях сердца или легких она должна быть низкой или средней. При терапии внутренних органов более высокой.
Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находиться подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.
В решении координационных и тренажных задач работы над голосом, я использую фонопедические упражнения из книги В.Емельянова «Развитие голоса. Координация и тренинг», которые стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.
Что дают фонопедические упражнения при обучении пению:
- расширение диапазона;
- значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
- усиление насыщенности звука;
- полетность;
- улучшение вибрато;
- большая певучесть звука;
- свобода;
- раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
Фонопедический комплекс состоит из 6 групп упражнений, каждая из которых имеет свое особое значение, но все эти группы взаимосвязаны.
Ритмотерапия.
Содержание технологии:
- набор ритмических построений, воспроизводимых на ударных инструментах;
- музыкально-интонационно-ритмические движения.
Необходимость применения
Звук и вибрационные характеристики испокон веку использовались различными культурами для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только около 20% производимого человеком звука направлено во внешнее пространство, остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов, тканей и более тонких структур человеческого организма. Если немного потренироваться, то можно ощутить вибрацию произносимых или пропеваемых нами звуков, прикладывая кончики пальцев к различным частям тела.
Всё – кости, мышцы, кровь – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек говорит, кричит, поет. Звуки соответствуют определенным вибрациям.
В чем же секрет этого исцеляющего действия ритмотерапии? Интересная гипотеза, принадлежащая одному из российских физиков, помогает понять этот феномен. Согласно гипотезе ученого, молекулы ДНК при определенных воздействиях извне сами продуцируют музыкальные вибрации, даже складывающиеся в мелодии (не они ли снятся некоторым композиторам?). Любая патология сопровождается умолканием этих «мелодий». Требуется помощь извне. Вот тут-то правильно подобранная музыка вызывает «откликаемость» соответствующих систем организма на молекулярном уровне, «музыкальность» ДНК восстанавливается и совместными усилиями враг, напавший на организм, побеждается.
Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.
Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.
Улыбкотерапия.
Содержание технологии:
Использование улыбки, как выразительное движение мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающая расположение к смеху или выражающая удовольствие.
Необходимость применения:
Очень важна на уроке моя улыбка и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным.
Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.
Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
Улыбка это внешний показатель нашего внутреннего состояния. Мы улыбаемся, когда счастливы, влюблены, у нас хорошее настроение, наша жизнь наполнена радостью. Другими словами это внешняя картинка , описывающая наши эмоции, в данном случае положительные. Эмоции прямым образом воздействуют на ваше тело. Также они влияют на ум. Такие эмоции как печаль, тоска — делают тело тяжелым, притупляют реакции, замедляют мыслительную деятельность. Страх парализует, скромность лишает голоса, агрессивность заставляет принимать неправильные решения. Эмоция радости тонизирует, активизирует тело, придает быстроту уму и легкость решениям. Выделяются гормоны эндорфины, появляется энергия для продуктивных действий и легкого решения проблем. Получается что чем больше в нашей жизни положительных эмоций благотворно влияющих на тело и на нашу жизнь в целом, тем счастливее мы становимся.
Ход занятия:
№ |
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность ученика |
1. |
Установочный (1 минута) |
Организация учащихся, приветствие, определение темы занятия, уточнение цели |
Приветствие, уточнение информации. |
2. |
Разминка (2 минуты) |
Точечный массаж лица, артикуляционная гимнастика, интонационно-фонетические упражнения по В.Емельянову. |
Выполнение оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы выполнение артикуляционных и интонационно-фонетических упражнений. |
3. |
Основной комплекс дыхательных упражнений (5 минут) |
Показ, уточнение и поочерёдное разучивание упражнений: “Ладошки”, “Погончики”, “Насос”, “Кошка”, “Обними плечи”, “Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”), “Китайский болванчик”, “Круговой маятник” головой, « Перекаты”, “Шаги”. |
Поочерёдное выполнение упражнений |
5. |
Распевка (5 минут) |
Повторение правил пения сидя и стоя, анализ и коррекция исполняемых распевок в процессе распевания. |
Распеваются по полутонам вверх и вниз. |
6. |
Повторение и закрепление пройденных музыкальных произведений, (25 минут) |
Беседа о содержании, образе исполняемых произведений, обсуждение путей достижения поставленных целей в исполняемых произведениях, анализ успехов и неудачь, исправление ошибок исполнения и т д. |
Исполняют произведения по частям, целиком, репетируют трудные места. |
7. |
Подведение итогов урока (2 минуты) |
Обсуждение пройденного на занятии, анализ проблем, домашнее задание. |
Обсуждают пройденное на занятии с преподавателем и друг другом, анализируют проблемы, записывают домашнее задание. |
Подведение итогов занятия. Урок прошел в темпе, дети остались довольны занятием, цель и задачи урока выполнены. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/19-248-2
- http://www.ourbaby.ru/article/Artikulyacionnaya-gimnastika/
- http://www.strelnikova.ru/book.phtml
- В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренинг. Планета музыки 2010г.
- Рушель Блаво. Музыка здоровья. – СПб.: Издательство “ДИЛЯ”, 2002.
- Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Москва 2000г.