Цель: развитие творческих способностей; приобщение к культурному прошлому русского народа; организация свободного досуга воспитанников.
Задачи:
Воспитание нравственных и эстетических чувств;
Развитие интереса к русскому народному творчеству;
Оборудование: звукозапись минусовок частушек, звукозапись частушек М. Мордасовой, Н.Поповой, русские народные костюмы, призы для детей.
Содержание:
Знакомство с частушкой:
Звучат частушки в исполнении Натальи Поповой (звукозапись)
Ведущая барышня– Веселушка
Эх, ты русская частушка,
Любит чтить тебя народ!
Несмотря на все столетья
Тебя время не берёт!
Эх, частушка дорогая,
Как тебя нам не любить!?
Без задорной песни шутки
Очень даже скучно жить!
— Сегодня наше мероприятие посвящено русской частушке. Частушки – это коротенькие плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: «припевками», «вертушками», «коротышками». Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки.
Когда – то частушка была неотъемлемой частью русских праздников, почитаемых на Руси: рождественского и масленичного гулянья, посиделок, свадеб и других семейных торжеств. Но частушка и сейчас пользуется большой популярностью. Четыре лаконичные строки, а сколько в них эмоционального подъёма, народного юмора и задора, присущих только русской частушке!
барышня– Веселушка поет частушку
– Кто сложил такие байки?
Кто частушки сочинил?
Ты, пойди, теперь узнай-ка,
Кто он был и где он жил.
Я барышня– Веселушка, очень я люблю частушки. А вы любите частушки? Давайте попаем частушки!
Дети поют чатушки.
Барышня– Веселушка:
— Понравились наши частушки?
Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, районе, селе свои частушки. Есть частушки Ярославские, Воронежские, Саратовские и другие. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.
Ведущая барышня– Веселушка
— Ребята, какую заслуженную народную артистку называли «королевой частушек» и «первой частушечницей России»? (Мария Николаевна Мордасова)
- Мордасова М.Н. – королева русских песен и частушек.
Презентация о Марии Мордасовой.
Исполнительница русских песен и частушек родилась в 1915 году в деревне Нижняя Мазовка (Тамбовский район Тамбовской области), работала дояркой, бригадиром свекловодческой бригады, участвовала в художественной самодеятельности. В 1938 году приняла участие в смотре художественной самодеятельности в Тамбове. Жюри высоко оценило дарование певицы, и она переехала жить в Воронеж, работала на швейной фабрике. Зимой в 1942- 1943 годов в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор, одной из первых участниц его стала Мария. В 1943 -1972 годах она солистка Воронежского русского народного хора, затем Воронежской областной филармонии. Мария Николаевна собирательница народных песен, автор многочисленных частушек и припевок.
Людмила Зыкина так отзывалась о ней: «Главная заслуга Мордасовой, на мой взгляд, состоит в том, что она не просто сделала народную частушку достоянием профессионального искусства, а показала её многообразную красоту и жизненную силу». Мария Мордасова скончалась 25 сентября 1997 года, похоронена на Коминтерновском кладбище Воронежа.
Народная артистка СССР (1981), Герой Социалистического Труда (1987). Выпускница Курского музыкального училища. С 1943 по 1972 солистка Воронежского русского народного хора, затем Воронежской областной филармонии. Собирала народные песни. Автор многочисленных частушек, припевок. Неоднократно гастролировала за рубежом.
Она прославила не только частушку, но и свою Родину. Частушек знала «великое» множество, и сама сложила более трехсот. Далеко за пределами России известны ее песни«Топится, топится в огороде баня», «Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе».
Еще в 1998 году, после смерти Марии Николаевны, областной администрацией Воронежа было принято постановление «Об увековечении памяти Марии Николаевны Мордасовой». Тогда на доме, в котором жила Королева частушек, была установлена мемориальная доска, ее имя стал носить хор Павловского музыкального училища, там же была учреждена именная стипендия.
Барышня –Веселушка:
— Я не просто к вам пришла. Я вам подарок принесла. Сейчас и мы с вами познакомимся с её голосом и послушаем в исполнении Марии Мордасовой «Частушки – нескладушки».
- Частушки о школе.
— Частушка – желанный гость в любой компании и в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами. Она не растеряла своего смысла – возможности высказаться, подшутить над собой и над другими. Частушки поют на гуляньях, на посиделках для веселья, для хорошего настроения. Вот и ребята сейчас споют частушки о школе, которые подготовили (частушки под гармошку)
Мы мальчишки озорные
Вам частушки пропоем.
Вы послушайте, ребята,
Как мы весело живем!
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетет:
Скоро ли каникулы?
В нашем классе есть такие
— Списывают дружно.
И растут из них балбесы,
Кому это нужно?
Говорит учитель Толе:
– Что ты носишься по школе?
– А кому ж меня носить?
Завуча что ли просить?
Вова в школе опозданье
Объясняет просто:
— А учиться, Мариванна,
Никогда не поздно!
В нашем классе все ребята
Любят отличиться.
Кто рисует, кто поет,
Лишь бы не учиться.
На уроке пения
У Вити нет терпения –
Хочет петь. Запел он вдруг,
Как в курятнике петух.
Математику списать
Разрешила Ленка.
Что ж, придется целоваться
С ней на переменке.
Мы частушки петь кончаем,
От души стараемся.
Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,
А что мы вам не нравимся?
- Творческая работа детей.
Барышня–Веселушка:
— Очень, ребята, вы мне нравитесь. (Обращается в зал) А теперь давайте и мы с вами станем сочинителями частушек. К моим словам подберите слова — рифмы вместе с воспитателями. И мы споём частушки собственного сочинения. (Раздаются на класс первые две строки частушки, нужно сочинить оставшиеся две). Пока старшие классы сочиняют частушки, младшие классы отгадывают загадки.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
Утром маме наша Мила
Две конфетки подарила.
Подарить едва успела,
Тут же их сама и съела.
Что ты смотришь на меня,
Глазки поломаешь,
Не из вашего я класса,
Ты меня не знаешь!..
Подарю вам три цветочка:
Белый, синий, аленький.
Я парнишка удалой,
Хоть и ростом маленький!
Ой, держите, ой, пропала,
Надломилась ветка…
Это с яблони упала
Иванова Светка!
Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Развеселые частушки
Споем вам обязательно
Барышня – Веселушка достает из корзины призы и раздает детям.
— Ребята, отгадайте мои загадки.
Вы знаете, какие музыкальные инструменты используют, когда поют частушки? (дети называют музыкальные инструменты). А сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте.
Загадки:
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, народная.
Русская, духовная. (Гармонь)
Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка –
Будет музыка слышна.
Подумайте минуточку…
Что же это?(Дудочка)
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке.
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит.(Барабан)
-Каким ударным инструментом
можно щи хлебать?(Ложки)
У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка)
Народный музыкальный инструмент,
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье! (Трещотки)
Я весь круглый,
Меня ударишь — я бубенцами звучу,
Меня положишь — я молчу! (Бубен)
- Веселая игра «Музыкальная шляпа»
Барышня– Веселушка:
— А сейчас, я хочу, чтобы все приняли участие в моей любимой игре, которая называется «Музыкальная шляпа». Дети становятся в круг и передают под музыку шляпу, в которой лежат частушки, написанные на бумаге. На ком музыка остановилась, тот достает частушку и отходит в сторону. Затем, собравшаяся группа, поют частушки.
Валя мучила расческу,
К школе делала прическу.
Мучила – то мучила,
А получилось чучело!
Я не знаю, как у вас,
А у нас на празднике
Рассмешили всех девчонок
Мальчики — проказники.
Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.
Ходит Митя, как кощей.
Ни супов не ест, ни щей.
Падает от слабости,
А любит только сладости.
На уроке я сижу,
На учителя гляжу.
Чем он больше нагружает,
Тем я больше торможу.
Стоит Таня у доски,
И едва не плачет.
Очень джинсы ей узки,
И сложны задачи.
В школе Маша у доски,
Глаз поднять не смеет.
Так в учителя влюбилась,
Что при нём глупеет…
Осрамилась наша Маша,
Всем девчонку жалко —
Из дыры в её кармане
Выпала шпаргалка.
- Заключительная часть.
— Частушка всегда идет в ногу с современностью, в ней отражаются важнейшие события из народной жизни. Она заслуженно пользуется любовью и признанием. Частушке суждена еще долгая жизнь. Всегда будет тянуться к ней душа русского человека, потому что частушка – это веселье, шутка, это всегда творчество.
— Ребята, наш праздник подошел к концу. И закончить нам его хочется веселыми частушками. Музыка «А я чайничала» (Дети вместе с барышней-Веселушкой исполняют частушки)
Ох, и славные частушки
Распевает наш народ,
Сколько юмора, задора!
Где он только их берёт!
«Где есть шутка, там веселье»,
Уяснил давно народ.
И поэтому он в праздник
Веселиться и поёт.
Уверяют нас старушки:
«Древний возраст у частушки.
Завтра стукнет ей в обед
Уже целых двести лет!»
Праздник наш к концу подходит.
Мы желаем вам, друзья,
Чтоб частушка в вашем сердце
Поселилась навсегда.
Мы частушки вам пропели,
От души старались (я).
Потому что мы хотели
Очень вам понравится.
Составитель: педагог дополнительного образования Потехина Е.П.