Песенный репертуар и требования к подбору

Огромный интерес у детей на занятиях вызывает разучивание новых песен. Мы стараемся брать те песни, содержание которых отражают круг интересов ребенка, ведь именно песни, по содержанию доходчивые и понятные ребёнку, вызывают у него живой интерес, яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню, выражая в ней свои чувства и настроения. В процессе разучивания песни выделяю несколько этапов.

Первый (очень важный этап) включает предварительный анализ песни. Мы как бы «примеряем произведение на себя», стараемся предугадать, справятся ли с его исполнением дети. Анализируем:

  • диапазон партии, соотносим с исполнительскими возможностями детей; литературный текст (наличие обращений, диалогов, поэтических сравнений); выделяем слова, которые могут быть непонятны детям; анализируем содержание произведения
  • определяем главную идею (воспитательное значение);
  • мелодию: строение, форму, музыкальный аккомпанемент;
  • средства музыкальной выразительности; трудные для исполнения места; характер;
  • динамику песни, её лад;
  • определяем требования к выработке певческих навыков: чистоты интонирования, дикции, дыхания, звукообразования, эмоционального компонента исполнения;
  • выясняем исполнительские трудности и выбираем методические приёмы для их преодоления;
  • точно определяем задачи в работе над произведением, обдумываем их разъяснения детям и то, как их нужно выполнять.

Второй этап – знакомим детей с песней, исполняем с использованием «живого звука» музыкального инструмента, проводим беседу о содержании, уточняем непонятные слова в тексте, анализируем с ребятами средства музыкальной выразительности.

Третий этап – снова исполняем песню; напоминаем ребятам об особенностях песни; разучиваем мелодию наиболее лёгкой части припева или запева, а затем трудной части; работаем над правильным воспроизведением мелодии, ритмического рисунка песни и обязательно её характером (эмоциональный компонент).

Четвёртый этап – идёт повтор ранее выученного; идёт доскональная работа над певческими навыками (дикцией, дыханием, артикуляцией, характером); разучиваем последующие куплеты текста.

Пятый этап – повторяем всю песню в характере; сравниваем своё исполнение с исполнением в грамзаписи; поём индивидуально; поём с солистами (солистом).

Итогом нашей работы являются концертные выступления. Дети с удовольствием выступают на праздниках перед детьми, а самое главное перед родителями, участвуют в конкурсах.

Автор статьи: педагог дополнительного образования Потехина Е.П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.