При работе с детским голосом рекомендуется предпочитать мягкую атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат. Своеобразной проверкой правильного певческого дыхания служит цепкое дыхание. В этом случае певец сам контролирует свое дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение и вновь берет дыхание, повторяя тот же звук. Звук образующийся в гортани, очень слаб, и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука в пространства (полости), называемые резонаторами. В младшем возрасте у детей преобладает верхний резонатор. У более старших детей постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного резонатора – ответственный период для юного певца. В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на дисканты и альт. Дискант – высокий детский голос, его диапазон до1 – соль 2, альт – низкий детский голос, его диапазон – сольм – ми2. Различают три этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа. 1. 7-10 лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок (неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками ре1 – ре2. 13 Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. тембр очень неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться возможно более ровного звучания гласных на всех звуках небольшого диапазона. 2. 11-13 л лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых, различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается. Основную часть диапазона составляет центральный регистр, имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса, особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более двух октав. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат массивнее. 3. 13-15 лет, мутационный (переходный) период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно (наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и речи). Продолжительность мутационного периода может быть различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей, поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и без резких изменений голоса. Задача руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых занятий. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя мог реагировать на все изменения в голосе. 4. 16-18 лет юношеский возраст. Голоса данной возрастной категории сделятся на: сопрано, альты – голоса девушек; тенора и баритоны — юношей. Диапазоны сопрано: до1 – соль2; альты: лям – ре2; юношей: сиб – до1. Педагогу важно соблюдать санитарные правила пения, не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь певческий процесс должен корректироваться физическими возможностями детей и особенностями детской психики. Для определения детского голоса нужно выявить: диапазон, тембр, примарные звуки, способность выдерживать тесситуру, переходные регистровые тоны. Основные свойства певческого голоса. 1. Звуковысотный диапазон. 2. Динамический диапазон на различной высоте голоса. 3. Плавные регистровые переходы. 4. Ровность на различных гласных. 5. Степень напряженности. 6. Вокальная позиция. 7. Качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность. 8. Тембр: богатство обертонами, качество вибрато, полетность и звонкость. 9. Выразительность исполнения. Для обучения необходимо: • наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, память, чувство ритма, отсутствие речевых дефектов; • здоровый голосовой аппарат. Перед началом обучения педагог должен проверить: • диапазон голоса; • музыкально — вокальные данные; • прослушать вокальное произведение • прочитать стихотворение, басню, прозу; • показать хореографические данные (станцевать любой танец). Развивать у ученика: • общий культурный и музыкальный уровень; • профессиональные певческие навыки; • устойчивое дыхание на опоре; • ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса; 14 • высокую вокальную позицию и точное интонирование; • дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию; • орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи; В процессе работы над звуком не допускать форсированного звучания, приносящего непоправимый вред; В работе над вокальным произведением необходимо: • учитывать степень вокально-музыкальной подготовки учащегося; • подбирать репертуар по степени трудности в каждом отдельном случае; • составлять концертный репертуар из произведений, пройденных с педагогом Приемы и методы Достижение цели, решение задач и практическая реализация принципов осуществляется с помощью комплекса методов и приемов. В его создании следует опираться на общепедагогическую классификацию методов, представленную в работах Ю.К.Бабанского, Б.Т. Лихачева, В.И.Сластенина, И.Ф. Харламова, а также учитывать специфику и особенности процесса вокальной работы в детских эстрадных студиях. Задача данной группы средств заключается в развитии устойчивого интереса к певческой и исполнительской эстрадной культуре. 1. Методы формирования (сознания и эмоциональной сферы личности): разучивание новых песен начинается с исполнения педагогом, затем разбирается характер, образы, содержание, разбираются новые слова, продумывается театрализация и сценография образа. 2. Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: · метод комплексного инструктажа (Правила поведения на занятиях, на сцене, в студии звукозаписи; знакомство с правилами эстрадного пения с показом эталонов звучания на примере аудиозаписей известных зарубежных и отечественных исполнителей, в том числе и детей; показ педагога или лучших обучающихся); · наглядный метод (слуховой и зрительный с использованием компьютерных технологий); · объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным, частично поисковый (эвристический) метод (например, использование средств ТСО в студии звукозаписи при поиске наилучшего звучания голоса ребенка, записывающего песню); · специфически вокальные методы 3. Методы стимулирования и мотивации деятельности: создание ситуаций переживания успеха (выпуск сольных концертных номеров); соревнования; совместное творчество по созданию новых детских текстов и песен; знакомство с аудио-записями эстрадных обработок русских народных песен и классических произведений через движение под эту музыку; познавательные; поощрение. 4. Методы систематического контроля за эффективностью музыкально-педагогического процесса со стороны педагога, аудио-видео средств ТСО и методы самоконтроля со стороны обучающегося: наблюдение, индивидуальные прослушивания и компьютерная запись голоса (предварительные, текущие и итоговые), опросы, индивидуальный контроль, а также самонаблюдение и самооценка. Данная группа методов направлена: а) на осуществление систематического, поэтапного контроля за эффективностью используемых средств и форм в музыкально-педагогическом процессе; б) на изучение певческого развития обучающихся; в) на овладение самими обучающимися средствами самоконтроля. В программе предусмотрен индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Так как эстрадное искусство связано с использованием современной электронной техники (микрофоны, усилители, микшерский пульт, обработка, магнитофон и т.д.), то все это может служить техническими средствами обучения певцов. Поэтому научить детей пользоваться ими в учебном процессе является первой задачей педагога в работе с обучающимися в условиях эстрадной студии. 1. Практически все дети, подойдя к микрофону, испытывают испуг от звучания своего голоса. Для того, чтобы ребенок мог адаптироваться к новым условиям, следует начать диалог с ним, когда ребенок отвечает в микрофон на вопросы: как его зовут, как зовут членов его семьи и т.д., а затем пытается рассказать стишок; лишь после этого следует переходть к постановке речевого голоса с использованием микрофона и звукозаписи; · Уже на этом – подготовительном этапе происходит знакомство детей с понятием о фонограммах, как аккомпанирующих, так и с записью голосов исполнителей. Кроме того, детям рассказывается о возможностях микрофонов-караоке, музыкальных центров с караоке и компьютерных программах в Интернете, где можно найти множество аккомпанирующих фонограмм самых известных исполнителей. Таким образом, дети получают представление о возможностях магнитофона, видеомагнитофона и компьютера, как помощников в обучении. · Эстрадная манера пения использует основные принципы постановки голоса в классическом вокале, поэтому в работе с детьми в стиле эстрадного вокала следует опираться на лучшие достижения отечественной вокальной методики. На следующем этапе начинается работа в специальных упражнениях над постановкой певческого дыхания, выравниванием гласных, навыком резонирования и активностью работы артикуляционного аппарата. 15 · На этапе освоения эстрадной манеры пения используется фонетический метод обучения. Настройка голоса начинается с освоения отдельных фонем в таком порядке: Э, И, А, О, У. Можно начинать с «итальянской» открытой гласной А, но учитывая индивидуальные особенности обучающихся можно взять за основу любую другую простую или йотированную гласную, отличающуюся наилучшим звучанием у данного ребенка. · поочередное проговаривание всех звуков алфавита по три раза каждый; · слоги из двух звуков: а) гласные + сонорные согласные М, Н, Л, Р, стимулирующие резонирование маски; б) гласные + звонкие губные (Б, В), стимулирующие активизацию артикуляционного аппарата и резонирование маски; переднеязычные (Д, З), заднеязычные (Г) согласные, стимулирующие грудное резонирование; в) гласные + глухие согласные ( в аналогичном порядке: П-Т, С-К, Х, Ч, требующие умения быстро их проговаривать; ГА-ГА-ГА, ХА-ХА-ХА, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХИ-ХИ-ХИ, способствующие усвоению навыка выравненности гласных); · трех и четырехзвучные слоги (МАЙ, МЭЙ, МОЙ; ИРА-ИРОЧКА; МАМИ-МАМИ-МАЙ и др.); · короткие попевки ( Я ИДУ ДОМОЙ – пропевание тетрахорда сверху вниз по секвенции, Я ТВОЙ ДРУГ – опевание ноты на каждом слове, СВЕТЛЫЙ МАЙ – пропевание трех первых мажорных ступеней как вверх, так и вниз, можно с опеванием и т.д.). 2. Методом сравнения аудиозаписи и видео изображения, сравнивая первоначальную аудиозапись с обработанной компьютером аудиозаписью, на уровне подсознания у ребенка происходит корректирование звучания его голоса по принципу саморегуляции. При этом создаются условия для активизации самоконтроля в пении. Опыт практической работы с микрофоном показал, что необходимо помнить о существенных различиях в их чувствительности в зависимости от марок изготовителей и о роли расстояния между певцом и микрофоном. 3. Дальнейшая работа подразумевает разучивание и исполнение детских эстрадных песен, запись их в студии, последующую чистую и выразительную запись в студии и концертное исполнение. Подбор репертуара 1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат. 2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весѐлые) и различные по тематике. 3. Использовать в работе малоизвестные, не ―запетые‖ в детской аудитории песни. 4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял ―интонационный багаж‖ учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности. 6. Включать в занятия прослушивание в записи лучших образцов сольного и хорового пения в исполнении детей. 8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности детей, их пожелания, интересы. 9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей. 4. Выбрав песню, педагог должен использовать методы и приѐмы, создающие желание исполнять еѐ, при этом перед показом песни, тщательно выучить еѐ, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где замедлить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание). 5. Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение. Репетиционная и концертная деятельность. Репетиции проводятся в плановом порядке перед выступлениями (концерты, фестивали, конкурсы). Это работа над музыкальным и сценическим образом произведения. Работа с микрофоном на сцене. Отшлифовывается исполнительский план каждого произведения. Концертная деятельность – это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Концерты активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со спецификой школы. Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети. Роль педагогической диагностики и мониторинга по вокальному обучению детей.16 Педагогическая диагностика и мониторинг являются очень важным фактором успешной деятельности педагога в системе дополнительного образования, показателем его профессиональной компетентности и профессионализма. Любую педагогическую деятельность следует начинать с этапа входной диагностики. При работе вокальной студии диагностируется степень сформированности музыкальных способностей детей, а именно – музыкального звуковысотного слуха, музыкального метра – ритмических способностей, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости (классификация дана по Теплову). Степень сформированности музыкального звуковысотного слуха занимает центральное место в понятии музыкальных способностей и осуществляется через вокальное воспроизведение, то есть пение, которое и представляет собой, в сущности, детальный звуковой анализ музыкальной ткани. Следует помнить, что под музыкальным слухом подразумевается способность человека слышать и воспроизводить звуковысотное движение. Первым этапом работы по диагностированию детей является определение уровня чистоты интонирования певческого голоса, то есть выяснение уровня сформированности музыкального звуковысотного слуха, в результате которого дети распределяются в четыре группы: 1. чисто интонируют без поддержки инструмента – музыкальный слух сформирован; 2. чисто интонируют с поддержкой инструмента – музыкальные представления слабые; 3. поющие неверно – музыкальный слух в стадии формирования; 4. поющие неверно даже в ограниченном диапазоне – музыкальный слух в начальной стадии формирования. Параллельно с основным исследованием фиксируется активность артикуляции (активная, средняя, вялая), и особенности дикции (без дефектов, с дефектами) Результаты исследования записываются в сводную таблицу, в которой можно заменить запись слов на цветовые обозначения, например: высокий уровень-красный цвет, средний – зеленый и т.д.) На этом работа на первом диагностическом этапе заканчивается. А дальше начинается основное исследование – мониторинг педагогического процесса. Работа эта должна заключается в постоянном (на каждом занятии) наблюдении за результатами деятельности педагога и детей. Результаты наблюдений фиксируются и анализируются, педагогический процесс корректируется. Очень важно рассматривать и результаты, и затраты в педагогическом процессе, особо выделяя показатели эффективности процесса, показатели качества результата. Так осуществляется системный мониторинг педагогического процесса, в котором, в отличие от результативного (мониторинг по результату, результаты рассматриваются в отрыве от процесса) и процессуального (оцениваются затраты в процессе, характеристика процесса в отрыве от результата), учитываются все показатели в комплексе. И особенно приятно, когда в процесс мониторинга включаются дети. Когда у детей уже достаточно сформирован эталон пения, они могут очень правильно и точно оценивать степень развития собственного певческого голоса и голосов своих сверстников, а так же степень сформированности музыкального звуковысотного слуха. Особое внимание следует уделять детям первой группы по степени сформированности музыкального звуковысотного слуха. Как правило, слух и голос таким детям подарила природа, мы называем таких детей художественно одаренными. Работу с такими детьми нужно осуществлять индивидуально и очень дифференцированно, изучая природу его голоса, особенности темперамента, характера, мышления, его музыкальные пристрастия и музыкальный вкус. При работе с детьми следует помнить, что одному ребенку в силу своих природных способностей достаточно месяца, чтобы овладеть основами певческого голоса, другому не хватает и года. Диагностика и мониторинг должны стимулировать деятельность педагога и детей, а не гасить ее. У любого, даже самого ―слабого‖, ребенка надо поддерживать уверенность в том, что он справиться, создавать ситуацию успеха и радоваться вместе с ним малейшей победе.