Оглавление:
- Введение
- Из опыта работы по выявлению и развитию одаренных детей
- Способы, методы выявления и развития одаренности
- Заключение
- Приложение
- Использованная литература
1.Введение
Основной из задач современного российского образования является ранняя диагностика, выявление и психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Актуальность данной темы определена социальным заказом общества на своевременное выявление, поддержку и развитие одаренных детей, начиная с дошкольного возраста. Это связано, прежде всего, с тем, что именно поддержка и развитие одаренных детей является важным условием для развития интеллектуального, экономического и творческого потенциала города, области и государства в целом. Именно одаренные дети смогут в будущем компенсировать потребность государства в интеллектуальных человеческих ресурсах, что будет способствовать развитию науки, культуры и всех областей социальной жизни общества. Но, несмотря на существующий социальный заказ, проблема недостаточно разработана в педагогической практике.
До недавнего времени важным критерием развития ребенка считалось соответствие его некой средней норме. Такая система оценивания развития, позволяла выделить некоторые средние значения, соответствующие каждой возрастной группе детей, но без учета индивидуальных особенностей. В последнее время в системе образования происходят существенные изменения. На первый план выходят проблемы гуманизации всей педагогической системы. Это дало возможность по-новому рассматривать проблему детской одаренности, а также создать условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В связи с этим, изучению природы детской одаренности и таланта, а также разработке методик по их выявлению и сопровождению занимаются многие современные исследователи теоретики и практики.
С 1975г. существует Всемирный совет по одаренным и талантливым детям, который координирует работу по изучению, обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции. В развитых странах широко практикуется выявление, диагностирование одаренных детей. В зарубежном опыте весьма поучительная разработка особых учебных программ, они конкурируют между собой, При этом уделяется особое внимание подготовке педагогов для работы с особо восприимчивыми к обучению и творческими детьми. К музыкальной одаренности обращены труды многих отечественных исследователей Ю.А.Цагарелли Т.Ф.Цыгульской К.В.Тарасовой Д.К.Кирнарской ,ученых Д.Б.Богоявленской ,В.Д.Шадриковым ,одаренность – совокупность задатков в работах Н.С.Лейтеса и В.Н.Дружининой. Выдвигал свои подходы к понятию одаренность Л.В.Рубинштейн. Несмотря на это, проблема выявления и развития одаренности детей недостаточно изучена. И поэтому одним из самых важных и особенно значимых направлениях в культурной политике России, а именно министерства культуры является выявление и поддержка одаренных детей, профессиональная работа с детьми на начальном этапе обучения, когда закладываются первые и самые важные для будущей творческой личности приоритеты.
Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто профессионально подготовленными людьми выявлены как обладающие, в силу выдающихся способностей, потенциалом к высоким достижениям.
Увидеть одаренного ребенка очень сложно. По сей день не разработан единый диагностический материал для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Часто выявление одаренных детей носит формальный характер, не основывается на достоверных психолого – педагогических исследованиях, в лучшем случае используется метод наблюдения. Одаренность может быть благополучием, а может и проблемой ребенка, таким детям, как правило, чужды условности и авторитеты, они независимы в суждениях, у них тонкое чувство юмора, отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы, яркий темперамент. Если подавлять его задатки, он становится апатичным, вялым, агрессивным, уходит в мир своих грез. Задача окружения обеспечить условия для максимального развития таланта, сохранить психическое здоровье. У одаренных детей много проблем в сфере общения и поведения, комфортного положения одаренного воспитанника в коллективе, поэтому необходим особый подход к этим детям. Педагоги должны быть грамотными, подготовленными в вопросах о сущности детской одаренности. Уметь дать рекомендации родителям в поддержку их одаренных детей. Надо помнить, что дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать свои способности сразу, но иметь потенции к ним. Потенциал может привести к успеху, а может и не реализоваться. В обществе ценится не сама одаренность, не то, у кого какой, к примеру, музыкальный потенциал, а то, что достиг тот или иной человек. Джозеффом Рензулли определены три основных характеристики музыкальной одаренности: музыкальность, превышающая средний уровень, креативность и настойчивость. В результате специальных исследований было выявлено, что дети изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, значимую для них задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. Максимального результата, высот достигает чаще не тот, кто был более развит музыкально, а тот, кто был более настойчив, упорно шел к выбранной цели. Таким образом, помимо креативности, гибкости, оригинальности личности одаренного ребенка, ключевой характеристикой потенциала следует считать именно мотивацию.
Одаренные дети требуют дифференцированных учебных программ, которые выходят за рамки обычного обучения, для того чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. В настоящее время в дополнительном образовании идет тенденция к тому, чтобы создавались программы для одаренных детей. которые станут фундаментом и лидером в подготовке профессиональных кадров!
2. Из опыта работы по выявлению и развитию одаренных детей.
Для улучшения качества образовательного процесса, мной ( являюсь педагогом дополнительного образования и руководитель вокально – эстрадного объединения «Конфетти» МУДО ЦДТ), разработана специальная старт – продвинутая разноуровневая программа «Подающие надежды голоса» по предмету музыкальное воспитание и эстрадному вокалу, где 3 уровень – продвинутый для одаренных детей позволяет ребенку раскрыть свой дар, развить и реализовать себя творчески, а не остаться «непризнанным гением».
Цель моей программы не только развитие способностей каждого ребенка, но выявление и развитие вокально одаренных детей.
Программа личностноориентированна, строится с учетом индивидуальных особенностей детей.
Одаренность проявляется в деятельности и оценивается по результатам — успех в деятельности.
3. Способы, методы выявления и развития одаренности.
В своей работе я выработала систему по выявлению вокально одаренных детей и развитию их одаренности.
Мной проводится мониторинг результатов три раза в год: входной, текучий, итоговый . В конце года составляется таблица по результатам того, насколько изменился уровень творческих, личностных, теоретических знаний, умений, навыков, в показателях мониторинга. Мониторинг рисует картину динамики развития вокальных способностей или наоборот заступоренности процесса развития. По результатам выявляются дети , сильно превосходящие других. Мониторинг дает возможность наблюдать за развитием вокальных способностей, фиксировать и обобщать достигаемые результаты, анализировать и оценивать их. Кроме того используются такие формы проведения диагностики как: наблюдение, беседа, открытое занятие, концертно-конкурсные выступления. Результаты отслеживаются путем проведения первичного, промежуточного, и итогового контроля.
Обязательно, помимо отслеживания результатов детей , я стараюсь оценить и собственные результаты . В конце года пишу самоанализ своей деятельности. По результатам года определяю сильные и слабые стороны своей работы, с учётом корректировки своей деятельности составляю план на следующий год.
В работе с одаренными детьми и я использую дидактические технологии, которые позволяют выявить потенциал творческих способностей воспитанника. Это могут быть: прослушивания детей на выявление подвижности голоса, диапазона, их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания; проведение методик на выявление коммуникативных способностей; выполнение упражнений и этюдов на раскрепощение и снятие зажимов; импровизационные вокальные упражнения и задания.
В программе предусмотрен индивидуальный маршрут обучения . Он создан для того чтобы максимально развить одаренность детей и дать им возможность самореолизоваться, достичь особых результатов, дать предпрофессиональную подготовку.
Работа вокально- эстрадного объединения «Конфетти» насыщена занятиями, мероприятиями, участием в проектной деятельности, концертах, фестивалях и конкурсах различных уровней, что способствует выявлению одарённых детей.
4.Вывод:
Таким образом, в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей Центре детского творчества г. Подольска, а в частности в вокальном объединении «Конфетти» разработана система работы по выявлению и поддержки одаренных детей. Для детей организуются мероприятия, фестивали, конкурсы, направленные на выявление, поддержку творчески одаренных детей. Организуется проектно-исследовательская деятельность. Проводится анализ особых успехов и достижений, создается банк данных по талантливым и одаренным детям. Я, как педагог с многолетним стажем работы, использую различные педагогические технологии, методы и способы, направленные на выявление у детей признаков одаренности в вокале. Также для детей, показавших высокие результаты в вокальном творчестве, организую совместные выездные мастер-классы.
Успешные практические результаты выдвигают одаренного ребенка, делают его общественно значимым, популярным, востребованным, стимулируют его дальнейший творческий рост.
5.Приложение
1. Музыкально-дидактический материал для сенсорного воспитания и развития музыкальных способностей детей.
( http://www.zavuch.ru/methodlib/377/36700)
2. Музыкально-дидактические игры и пособия
(http://refac.ru/muzykalno-didakticheskie-igry-i-posobiya/)
6. Использованная литература
1.Матюшкин А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М.: Школа-пресс, 1993. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. М.
2.Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив. Ярославль: Академия развития, 2002.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
Разработчик реферата:
педагог дополнительного образования Е. П. Потехина
Проверил работу:
АНО ВПО «Европейский университет
«Бизнес Треугольник»
Пименова Альфия Рифовна
г. Подольск 2016