«Развитие эмоционально-образного мышления на уроках вокала, как одно из условий развития творческих способностей и исполнительского мастерства»
На современном этапе наблюдается повышенный интерес и внимание педагогов к проблеме развития творческих способностей детей через эмоционально-образное обучение.
Проблемы эмоционально-образного мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как особый вид интеллектуальной деятельности, близкой мышлению, но протекающей в иных формах и по другим законам.
Развитие эмоционально-образного мышления ведёт к развитию особого, очень важного для вокалиста выразительного качества-это артистизм.
В вокальной работе с детьми эмоционально-образный фактор очень важен, т.к. он является регулятором настроя гортани на определённый режим работы, который влияет на характер звучания голоса подсознательно и целостно.
В музыкально-педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне вокального педагога иметь целостную систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления учащихся.
В основе моего опыта лежит ориентация учебно-воспитательной работы на личность ученика. Основная идея моего опыта заключается в следующем: чтобы ученик мог понять художественную сущность вокального произведения через развитие эмоционально-образного, он должен стоять на соответствующем, общекультурном, музыкальном, исполнительском и вокально-техническом уровне обучения. Принцип эмоционально-образного воздействия, в основном рассчитан на учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.
Технологическое действие этого принципа заключается в том, что образами, доступными детскому пониманию, а это и наглядные пособия, и игровые упражнения, и сказочные образы, отождествленные с различными элементами музыкальной грамоты, создаются в мышлении ребенка ассоциации, которые вызывают яркий эмоциональный отклик и помогают детям осмыслить и запомнить изучаемый материал.
Теоретическая база
Проблема эмоционально-образного обучения в системе начального музыкального образования наиболее полно разработана исследователями музыкального искусства.
Так, в работах по музыкальной педагогике Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина, Л.В. Горюновой, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойм, Г.М. Цыпина, Г.С. Тарасова, Г.С. Вендровой и др. первой педагогической задачей является – формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее образного восприятия.
Применение элементов эмоционально-образного принципа обучения определяется в трудах преподавателей музыкально-теоретических дисциплин, работавших по традиционной методике: А.В. Барабошкиной, Н.Х. Боголюбовой, В.Г. Запорожец, П.В. Вейс, Н.А. Кончаловской, Н.В. Ветлугиной, М.Д. Андреевой, Е.М. Коноровой, М.Н. Котляревской, Б.Д. Крафт, Ж.А. Металлиди, А.В. Перцовской и др., а также преподавателей фортепиано А.Л. Малюкова, А.Д. Артоболевской, В.Г. Игнатьева, Л.В. Игнатьевой, Л.А. Баренбойм, Б.Л. Мальцева, которые использовали в своей методике обучающие цветные картинки, схемы, стихотворения и прочее.
Альтернативные методики, основанные и целиком построенные на принципе эмоционально-образного воздействия, изложены в работах преподавателей теории и хора Л.Н. Алексеевой, Т.Э. Тютюнниковой, Е.А. Леонтьевой, Г.Ф. Калининой, Г.И. Шатковского, Л.М. Абелян, Е.Г. Огороднова, Г.А. Струве. В этих методиках применяются обучающие игры, игровые вокальные упражнения, песни-правила, сказочные формы изложения материала, нередко объединяющиеся в целый сказочный сюжет.
Цель моей педагогической деятельности:
Создание условий для развития эмоционально-образного мышления учащихся в процессе вокального воспитания.
Задачи:
— способствовать организации активного эмоционального вхождения учащихся в мир музыки;
— развивать у детей способность восприятия искусства, формировать
художественный вкус;
— формировать осознанное отношение к музыке, которое помогает детям
самостоятельно использовать выразительно- изобразительные средства
музыкального искусства для выражения своих чувств в вокальном творчестве;
— развивать у начинающих вокалистов артистизм, как одного из необходимых для исполнителя качеств;
— развивать у каждого ребенка общие и специальные вокально- творческие способности.
Поставленным задачам соответствуют определенные приемы и методы
работы.
Наиболее продуктивными из них являются:
— метод иллюстрации музыкального произведения;
— метод подражания;
— метод пластического интонирования;
— метод слуховой и зрительной наглядности
Метод иллюстрации музыкального произведения состоит в том, чтобы ребёнок воплощают музыкальные образы в художественные. Я задаю ребёнку (как домашнее задание) нарисовать рисунок на тему вокального произведения. При анализе рисунка учитываются не только изображённые образы, но цвета, форма, масштаб. Учащиеся очень часто не представляют до конца художественные образы тех произведений, которые они исполняют, поэтому получив задание нарисовать иллюстрацию к вокальному произведению, они начинают задумываться, о чем они поют и как это может выглядеть визуально. Очень важно при использовании данного опыта, проконтролировать чтобы, ученик рисовал сам, без помощи мам, пап, бабушек и дедушек.
Метод подражания используется мною, как для детей младшего, так и старшего возраста. Во время разучивания вокального произведения я с учениками просматриваем видеозаписи этого произведения нескольких исполнителей. Мы с учащимися анализируем все образы, все варианты исполнения и как бы берём из каждого что-то что наиболее понравилось. Этот метод позволяет постепенно создать свой образ произведения, свою интерпретацию на основе накопленных впечатлений.
А заодно, не задумываясь, запоминают то правильное вокальное звучание, которое должно быть примером и образцом.
Метод пластического интонирования заключается в исполнения музыки движением, жестом. Это помогает детям ощутить протяженность фразы или несимметричность фразировки, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске. Это один из способов, одна из возможностей «проживания» образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
При знакомстве, а затем и при работе над вокальным произведением даю задание определить характер произведения, его художественный образ и пластикой (руками, телом, головой) выразить этот образ. Движения могут быть различными – от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере музыки; от покачивания корпусом до радостного танца. Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно – свобода творчества
Метод слуховой и зрительной наглядности крайне важен для развития вокального слуха в процессе обучения пению. Потому что, в связи со склонностью младших школьников к конкретно-образному мышлению, всякое звуковое восприятие в их сознании трансформируется в зрительный образ. Поэтому особенно перспективным, в работе по развитию вокального слуха у детей будет создание наглядных учебных пособий и технических средств обучения аудио — визуального типа. При разучивании вокального произведения, исполнении упражнений и попевок, я использую различные наглядные пособия (карточки или изображениями на компьютере с временами года, природы, животными, растениями, эмоциями, разными предметами). Ребёнок сам формирует из этих изображений целостную картину исполняемого произведения. Также этот метод позволяет понять эмоциональное состояние ребёнка на занятии, что для вокалиста является одним из главнейших факторов для плодотворной работы.
В своей педагогической практике я использую метод импровизации и сценического движения, который помогает развивать умение держаться и двигаться на сцене, умение исполнять вокальное произведение, быть раскрепощенным перед зрителями и слушателями.
Метод эмоционального тренинга (П.И.Сикур), который пришел в эстрадный вокал из церковного пения. Развивает воображение и способность запоминать различные эмоциональные состояния, чтобы затем с помощью фантазии, оживлять их и включать в творческий процесс. Учащиеся тренируются произносить текст и петь музыкальные фразы с различным эмоциональным подтекстом (радости, горя, раздражительности и т.п.). При этом очень хорошо развивается эмоциональная выразительность голоса. Используются различные упражнения (пение распевов на гласные, слоги, пение отдельных мелодических фраз из знакомых произведений с различным эмоциональным подтекстом).
Применяю нетрадиционные формы занятий: занятие-путешествие «Музыкальный полёт», занятие-сказка «Сказки в гости к нам идут», занятие-соревнование, занятие-концерт…
Трудоёмкость опыта.
Трудности в реализации данного опыта заключаются в следующем:
-низкое познавательное развитие детей;
-не высокая профессиональная компетентность преподавателей в развитии вокально-творческих способностей учеников;
-неумение преподавателя правильно организовать учебно-воспитательный процесс;
-низкая заинтересованность родителей.
Результативность.
Важным результатом своей педагогической деятельности считаю то, что мои ученики, завершив курс занятий вокалом, продолжают заниматься творчеством.
Стабильности положительных результатов освоения обучающимися образовательной программы и результативности воспитательной работы способствовала система развития собственного профессионально-личностного потенциала через участие в фестивалях и конкурсах разных уровней.