План-конспект занятия «Путешествие в страну Пения»

Конспект занятия на тему: «Путешествие в страну Пения» (введение в образовательную программу обучения эстрадному вокалу «Подающие надежды голоса»)

Возраст учащихся: 7 лет

Количество детей: 12 человек

Продолжительность занятия: 25 мин

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: групповое, игра  — путешествие.

Методы обучения: словесный, эвристический, наглядного восприятия, творческий.

Цель: Введение детей в мир пения.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с основными разделами программы «Подающие надежды голоса» ( Пение как вид музыкальной деятельности. Понятие о сольном ансамблевом пении. Вокально-певческая установка. Певческое дыхание. Дикция и артикуляция. Вокальные упражнения. Основы теории музыки. Игровая деятельность, театрализация).

Воспитательные:

  • развивать коммуникативные навыки;
  • развить мотивацию к занятиям в вокально – эстрадном ансамбле;
  • создать ситуацию успеха для каждого ребенка на занятии;
  • воспитывать чувство любви к прекрасному.

Развивающие:

  • способствовать развитию музыкально — певческих навыков,

чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти, воображения;

  • формирование сценической культуры, творческой самостоятельности.

 Методы обучения: словесный, эвристический, наглядный, творческий. Формирующиеся компетенции:

познавательные: продуктивное и репродуктивное познание, постановка и решение познавательных задач;

ценностно – смысловые: ценности культуры (музыки, поэзии);

коммуникативные: способность организовать свое поведение адекватно задачам общения;

социальная компетентность: способность действовать с учётом позиций других людей, сотрудничество;

компетенции деятельности: обучение, творческая и игровая деятельность.

 Целесообразность применяемых форм и методов работы.

Игровая форма занятия  является оптимальной формой работы с детьми младшего школьного возраста. Она способствует эмоциональному общению детей, развитию их творческой фантазии. Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения личности через выполнение индивидуальных и групповых заданий. При обучении эстрадному вокалу применяется интеграция различных направлений деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, хореография, актёрское мастерство), которая направлена на достижение единой цели.

На занятии используются методы:

  • метод опережающего обучения;
  • методы развития творчества: импровизация, драматизация.

Все методы используются в тесной взаимосвязи. Это помогает педагогу вести в течение занятия такое необходимое живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от одного этапа занятия к другому, поскольку носит эмоциональный характер и вызывает у ребят чувство радости. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен. Контроль над эффективностью реализации разработки данного занятия педагог может осуществлять незаметно для учащихся, так как в конце занятия они сами показывают в игровой форме, насколько реализованы цели и задачи, поставленные педагогом.

Роль и место занятия в  образовательном  маршруте обучающихся, практическое назначение занятия.

Дети, на данном занятии имеют возможность продолжить знакомиться с некоторыми разделами программы, по которой они будут обучаться на протяжении всего курса программы в вокальном объединении.

Ожидаемые результаты.

Положительный настрой детей на занятия в вокально — эстрадном ансамбле.

Оборудование.

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор (изображение: фото коллектива, иллюстрации «Солист», «Дуэт», «Трио», «Вокальный ансамбль»; музыкальных инструментов: скрипка, флейта, гитара );
  • синтезатор;
  • наглядный дидактический материал (нотный стан, ноты);
  • 12 разноцветных браслетов на руку ;
  • воздушные шарики по количеству детей;
  • костюмы (феи, эльфы, гномы).

Музыкальный материал:

  • песенки-распевки:
  • фонограмма песни «Воздушные шарики» (сл. и муз Анны Петряшевой);
  • И.С.Бах «Шутка»;
  • Д. Скарлатти – Соната «Соль мажор»;
  • Н. Паганини «Каприз».

 План – конспект занятия.

Ход занятия:

Структура занятия.

Время проведения

 

1.

Организационный момент (приглашение детей на занятие, приветствие детей).

2 мин.

2.

Целеполагание.

1 мин.

3.

Вводная часть (беседа).

3 мин.

4.

Основная часть (дыхательная гимнастика, распевка, разучивание песенки про нотки, движений к песне «Воздушные шарики»

Муз. и слова А. Петряшева).

18 мин.

5.

Подведение итога занятия (опрос,

поощрение детей).

2 мин.

 Ход занятия.

1.Организационный момент (слайд №1 «Путешествие в страну Пения»).

Педагог приглашает детей в кабинет. Дети садятся на стулья.

Педагог:  Что делают люди, когда встречаются впервые или уже знакомы?

Дети: (здороваются)

Педагог:  Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть в вокальном классе!

Давайте я и вы поприветствуем друг друга и наших уважаемых гостей музыкальным приветствием «Добрый день!»

педагог поёт:

«Дети, добрый день!»,

Дети отвечают на вопрос:

«Добрый день, добрый день!» или «Здравствуйте!»

2.Целеполагание.

Педагог: Меня зовут Елена Петровна. Я – педагог по эстрадному вокалу, я учу детей петь!

Посмотрите на эти фотографии (слайд №2 — иллюстрация фото коллектива «Конфетти»). Эти дети учатся петь, трудятся не один год, а потом выступают перед зрителями. А вы хотите научиться петь?

Ответ детей: Да!!!

Педагог: Тогда давайте отправимся в сказочную и очень музыкальную страну под названием «Пения», где живут волшебные феи, эльфы и гномы, и узнаем много нового и интересного из мира вокальной музыки.

Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и начнётся превращение!!! (педагог берет волшебную палочку, и превращает себя и детей в жителей сказочной страны, надевая элементы костюмов; слайд №3 — звучит музыка превращения и выводится иллюстрация «Волшебная страна Пения»).

3.Вводная часть. Беседа.

Педагог: Волшебная страна «Пения» полна чудес! Здесь жители страны разговаривают нараспев, и всюду звучит музыка! Я — Музыкальная Фея — учу петь маленьких жителей этой страны, а вот вы, милые феи, эльфы и гномики пришли сюда, я уверена, чтобы научиться красиво петь!?

Ответ детей: Да, конечно!!!

Педагог: Ребята, а вы слышите звуки (слайд №4, фото Менестреля, звучит вокальная музыка).

— Это мой друг Менестрель. Он сочиняет музыку и любит петь.

— Кто из вас знает, как называют человека, который поет? Правильно — певец. (Слайд 5, на экране музыкальные термины «певец», «вокальная музыка», «тембр», «инструментальная музыка» появляются по взмаху волшебной палочки).

Голос человека, который поет, называется вокал или вокальный голос.

— А как называется музыка, которая исполняется голосом?

Вокальная.

Голоса у всех людей звучат по-разному. У них есть своя окраска – тембр. Сейчас я попрошу для знакомства пропеть свои имена, и каждой окраске голоса я подарю цвет!!! (дети встают в хоровод и поют свои имена, идет вокальная импровизация, педагог надевает цветные браслеты на руку ребенка, дети садятся).

— Голоса бывают не только у людей, певцов, но и у музыкальных инструментов.

— Отгадайте музыкальную загадку.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательно мотив,

Поет так нежно…. Дети: Скрипка.

(слайд №6 «Скрипка и скрипачи»).

— У скрипки тоже есть голос. Голос инструментальный.

Послушайте, как звучит голос скрипки.

Звучит фрагмент — Н.Паганини «Каприс».

—  Отгадайте еще одну загадку.

Расскажу тебе, дружок, в  древние века –

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг мелодичный нежный звук.

И родился в тот момент музыкальный инструмент. Дети: Флейта.

                                    (слайд №7«Флейта и флейтист»).

Звучит фрагмент — И.Бах «Шутка».

Педагог: Давайте послушаем голос гитары.

(слайд №8 «Гитара и гитарист»).

Звучит фрагмент — Д .Скарлатти «Соната Соль мажор».

— Как называется музыка, в которой звучат одни инструменты?

Инструментальная музыка.

4.Основная часть:

Дорогие феи, эльфы и гномики!  Чтобы научиться красиво петь, нужно знать много певческих правил.

Сегодня мы познакомимся с основными правилами пения сидя и стоя, а также с правильным вокальным дыханием, артикуляционными упражнениями.

  1. Певческая установка (слайд №9 иллюстрация пения сидя и стоя);
  2. Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения);
  3. Правила вокального дыхания (дыхательные упражнения).

Прежде чем начать петь, нам нужно хорошо подготовиться. Сначала мы проведём разминку для органов, которые помогают нам петь. Назовите их, пожалуйста.

(язык, губы, нос, …)

Артикуляционная гимнастика

(Все упражнения повторять делаются стоя по 3-4 раза).

Будем разминать язычок:

— покусайте весь язык: упражнение «Колбаска»;

— проткните языком попеременно правую и левую щёки; — «Укольчики»;

— круговыми движениями почистите зубы;

— улыбнитесь, надуйтесь — движения губами чередовать в ускоряющемся темпе;

— упражнение «Лягушка ловит комара»  быстрое движение языка до подбородка;

— пощёлкайте языком, изменяя форму рта – «Лошадки»;

— несколько раз зевните, потягиваясь;

— скороговорка: «От топота копыт пыль по полю летит».

Шумовые упражнения без фиксации звука.

— «Тарзан» — постучите кулачками по грудной клетке на звук «а» с широко открытым ртом.

— «Крокодил» (упражнение выполняется в режиме шумового вибранта гортани (штро-бас- ххх ) – шорох, скрип, урчание без фиксированной высотности).

-«Бегемот» спит и похрапывает во сне вот так: «хр» — (вибрант мягкого нёба на вдохе и выдохе (храп).

Вокальное дыхание и дыхательные упражнения.

Вокально – певческое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания (грудно – брюшное), имеет три фазы: вдох, задержка и выдох (вдох через нос короткий, как будто нюхаем цветок, секундная задержка и медленный выдох – гасим свечу, все делаем как можно бесшумно).

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Воздушный шарик».

Сделайте медленный глубокий вдох через нос, руки встороны («надуваем шарик»). Задерживаем дыхание, а затем «сдуваем шарик» — выдыхая воздух, говорим с….. медленно. (Выполнить 2-3 раза).

 Упражнение «Кошка».

Пошипим, как разъяренная кошка. Вдох через нос, выдох на звук «ш». Кисти рук сжаты в кулак. На выдох произносим звук «Ш» и резко разжимаем пальцы («Когти кошки»).

Упражнение «Егорка» — считаем 22 Егорки на одном дыхании (развитие объемного дыхания).

Педагог: Для того, чтобы наш голос развивался, необходимо делать разминку для голоса.

Вокальные упражнения: дети распеваются, параллельно даются понятия «Солист», «Дуэт», «Трио», «Ансамбль».

1.Распевка «Божья коровка»

Педагог: Вышел на сцену маленький артист.

                 Если он один поет, значит он – солист.

                 (слайд№10- иллюстрация «Солист»).

Спела песенку одна — настоящая артистка наша……. солистка.

2.Если выйдем мы вдвоём, то  в дуэте вам  поем

Распевка «Две овечки» (слайд№11 иллюстрация «Дуэт»);

3 Педагог: Если вы споете все вместе, втроем распевку «Три щенка»- получится вокальный ансамбль.(малой формы) Называется такой ансамбль —  трио. (слайд №12,педагог показывает наглядное пособие «Трио»).

Спойте вместе:

«Наш ансамбль трио — мы поем красиво».

А теперь я попрошу спеть всех детей вместе в вокальном ансамбле.

Дети поют:  «Мы в ансамбле своем

                              Дружно песенки поем».

Педагог: Вот какой у нас получился замечательный вокальный ансамбль!

Волшебные мои друзья! Чтобы пение было чистым, красивым мало знать правила пения, нужно еще уметь петь по нотам! Сейчас я познакомлю вас со скрипичным ключом и нотами (педагог исполняет песенку про ноты и показывает иллюстрация ноток на интерактивной доске слайд №13, затем дети с помощью педагога выкладывают ноты на нотном стане самостоятельно, даётся заготовка дидактического материала).

Песенка про нотки:

До — воробушка гнездо,

Ре — деревья во дворе,

Ми – котёнка покорми,

Фа – в лесу кричит сова,

Соль – играет детвора,

Ля – запела вся земля,

Си – поём для того, чтоб вернуться в До!.

Педагог:

А сейчас друзья, зная уже некоторые вокальные правила, и потренировав голос на распевочном материале и песенке о нотках, мы уже как  настоящие артисты поучимся красиво двигаться под музыку, создавать образ песни.

Послушайте песню и скажите, о чем эта песня.

Слушание песни (фонограмма «Шарики воздушные»):

Шарики воздушные

слова и музыка Анны Петряшевой
1. Шарики воздушные в небо улетят.
Шарики воздушные не вернуть назад.
Красный, желтый, голубой — радуги цвета.
Посмотри — над Землей какая красота!
Посмотри — над Землей какая красота!
Припев: Шарики воздушные,
Ветерку послушные,
Улетают шарики
В сказочную даль.
Шарики воздушные
Словно птицы, кружатся!
Расставаться, шарики,
С вами очень жаль!
Расставаться с вами очень жаль!
2. Шарики воздушные выпустим из рук,
Шарики воздушные разлетятся вдруг…
Люди улыбаются, глядя в небеса.
Дарят всем шарики детства чудеса!
Дарят всем шарики детства чудеса!
Припев:
Летят шары по небу, словно облака,
Под тихий шепот ветерка…
Припев:

А теперь мы будем настоящими артистами!

(звучит повторно фонограмма, дети выполняют движения за Феей).

Какие вы молодцы! (дети садятся на стулья)

5.Подведение итога занятия.

Педагог: Вам понравилось в нашей стране Пения?

Если вы захотите и дальше развивать ваши разноцветные голоса, то вы непременно запишитесь в вокальное объединение!

Скажите ребята, кто запомнил. Как называют человека, который поет один? (Солист)

А если певцы поют вдвоем? (дуэт)

А если они поют втроем? (трио).

А если мы поем все вместе? (вокальный ансамбль)

Вы молодцы, а ваши голоса замечательно звучали в вокальном ансамбле! Я надеюсь у многих из вас возникло желание научиться красиво петь! Не так ли ребята?

За ваше старание я хочу подарить воздушные шарики, возможно на них вы отправитесь в волшебную страну «Пения». До свидания и до новых встреч в волшебной стране ! (дети берут в руки шарики, и звучит музыка волшебного полёта).

Дидактический материал:

1.Волшебная музыка превращения

2.Фото Менестреля

.

Песня Менестреля

3.Скрипка и скрипачи

Н.Паганини «Каприз»

4.Флейта и флейтисты

И.С.Бах «Шутка»

5. Гитара и гитаристы

Скарлатти Соната соль мажор

6.Постановка корпуса при пении сидя и стоя

7. Фото солист, дуэт, трио, ансамбль

 

 

8.Скрипичный ключ и ноты скрипичного ключа

9.Песня «Шарики воздушные!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × 5 =