План-конспект занятия

«Артикуляция. Речевые упражнения на развитие дикции».

 

План – конспект

открытого занятия вокального ансамбля.

 

Дата: 27.10.22г.

Возраст учащихся: 11-12 лет

Год обучения: 6 год

Количество детей: 12 человек

Продолжительность занятия: 45 мин

Вид занятия: групповое

Тема: «Артикуляция. Речевые упражнения на развитие вокальной дикции».

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время тренировочных упражнений и во время исполнения вокальных произведений.               

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному произношению на скороговорках.

Обучение правильному пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении вокальных произведений.

Развивающие:

Развитие артикуляционного аппарата, навыков четкого произношения согласных звуков при пении, формирование навыков фразировки музыкального произведения с опорой на дикцию.

Воспитательные:

— формирование речевой культуры,

— воспитание внимательности и трудолюбия,

— воспитание художественно-эстетического вкуса,

— формирование навыков коллективного общения,

— раскрытие индивидуальности учащихся.

Задачи:

Личностные:

— формирование любознательности и заинтересованности, ответственного отношение к учению, готовности к саморазвитию;

— формирование творческой активности;

— развитие этических чувств: доброжелательности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 Метапредметные:

— формирование умения определять понятия, обобщать, размышлять, рассуждать и делать выводы;

 — формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

— формирование умения самостоятельно работать в информационной среде.

Предметные:

— развитие практических умений и навыков вокального исполнительства на распевках различных типов, дыхательных упражнениях и скороговорках;

— формирование на вокальных упражнениях умения чисто интонировать, качественно звучать с различными динамическими нюансами, штрихами;

— расширять на тренировочных упражнениях диапазон голоса, развивать его подвижность, полётность звучания;

развивать на логоритмических распевках и музыкальных играх слуховую, музыкальную память, певческую эмоциональность, выразительность.

Тип занятия: комбинированное занятие, основанное на закреплении знаний, выработки умений и навыков с применением педагогических технологий:

— игровая технология

— интерактивная технология

— групповая технология;

— личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом

Вид занятия: групповое

Форма занятия: фронтальная

Методы:

1.Демонстрация-показ.

2.Словесное объяснение, беседа;

3.Метод коллективного творчества с элементами игры;

4.Инструктивно-репродуктивный (упражнения);

Музыкальный материал:

Распевочный нотный и аудио материал, аудио +/- песни «Планета Земля».

Принципы отбора репертуара:

  — соответствие с задачами темы занятия;

  — доступность, соответствие возрастным особенностям детского восприятия;

  — художественный вкус.

 Материально-техническое обеспечение:

— просторный класс, оборудованный посадочными местами и партами, компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор, музыкальный пульт, колонки, стойки для микрофонов, микрофоны.

Подготовка аудитории к занятию:

— проверяется техническая готовность аппаратуры,

— чистота и проветриваемость помещения за 30 минут до начала занятия.

Подготовительная работа для учащихся:

Дети должны заранее подготовить по одной скороговорке по личному выбору.

 

План занятия.

1.Вводная часть 5 мин

Организационный момент

— вход в класс;

— приветствие;

— проверка присутствующих;

— инструктаж по технике безопасности;

— обозначение темы и цели занятия.

  1. Подготовительная часть 5 мин

— артикуляционные упражнения;

— речевые упражнения;

— дыхательная гимнастика;

— вокальные упражнения

  1. Основная часть 20 мин

Работа над дикцией в вокальном произведении «Планета Земля»

  1. Физкультминутка 5 мин
  2. Заключительная часть 10 мин

Подведение итогов.

— рефлексия (закрепление пройденного материала);

— домашнее задание;

— выход из вокального класса.

Ход занятия:

Педагог:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня у нас открытое занятие!

Давайте проверим присутствующих по электронному журналу и готовность к занятию: ваш внешний вид, наличие нотной тетради, блокнота для записи правил и пенал.

Напомним друг другу о технике безопасности: работа с аудиоаппаратурой, правила пожарной безопасности.

Ребята проверяют внешний вид, рабочий стол, отвечают на вопросы по технике безопасности.

Педагог:

Тема занятия: «Артикуляция. Речевые упражнения на развитие вокальной дикции».

Цель нашего занятия: развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время тренировочных упражнений и во время исполнения вокального произведения.   

Основные задачи занятия:

— развить артикуляционный аппарат,

— обучиться правильному произношению на дикционных упражнениях, скороговорках;

— обучиться правильному пропеванию дикционных оборотов при исполнении вокального произведения.

Итак, ребята, давайте вспомним и повторим пройденный материал и узнаем что-то новое по теме занятия (презентация).

Ребята: смотрят на интерактивную доску и отвечают на вопросы педагога

— что такое артикуляция, дикция?

— строение артикуляционного аппарата;

— мимические упражнения, что это такое?

— для чего нужна хорошая дикция вокалисту?

— что такое речевые упражнения, для чего они нужны?

Педагог:

А теперь приступим к практической части занятия.

Для того, чтобы сформировать правильную дикцию необходимо для этого подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционные или мимические упражнения:

  • «Чистим зубки»
  • «Маляр»
  • «Весёлые губки»

Ребята разогревают речевой аппарат.

Комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата:

Учащиеся отрабатывают дикцию на сложных слогосочетаниях.

1.Слогосочетания

1.ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ

БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ

КУ-КО-КА-КЭ-КИ-КЫ

ГУ- ГО-ГА-ГЕ-ГИ-ГЫ

2.СТУ-ЗДУ-СТО-ЗДО-СТА-ЗДА-СТЭ-ЗДЭ-СТИ-СДИ-СТЫ-ЗДЫ

3.ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ

Педагог:

2.Упражнение «Алфавит».

Ребята, вам необходимо под ритмичную музыку прочитать алфавит звуками сначала в медленном темпе, затем в более подвижном.

Цель использования упражнения: развитие артикуляционного аппарата, дыхательная гимнастика, развитие звуковысотного слуха.

Результат: отчетливая дикция, развитие легких, умение различать высоту звука.

3.Работа со скороговорками, частоговорками, чистоговорками, логоритмическими стихами)

Ребята, давайте проговорим скороговорки подготовленные дома и предложенные педагогом различными методами:

  • в медленном темпе.
  • с акцентом на разные слова
  • на крещендо и диминуэндо
  • проговаривая или пропевая на одном звуке, как долгоговорку (развиваем и дыхание)
  • с разной интонацией: радость, гнев, удивление, восхищение
  • от лица разных персонажей: заяц, волк, лиса (актёрское мастерство)
  • с предметами во рту (карандаш, пробка, орехи)

Ребята тренируют дикцию на скороговорках.

Педагог:

Если регулярно делать эти упражнения, ваша дикция станет более внятной, разборчивой.

Чтобы приступить к основной части нашего занятия, а это работа над дикцией в вокальном произведении, необходимо сделать несколько упражнений на развитие дыхания и упражнения на разогрев голосовых связок.

Ребята приступают к работе над активизацией дыхания и приведением голосовых связок в рабочее состояние.

Дыхательная гимнастика:

упражнения по методике А.Н.Стрельниковой,

— долгоговорка «Эклеры»,

— «Насос»,

— «Сдуваем шарик»

Вокальные упражнения:

  1. С закрытым ртом и на гласный звук «у»,
  2. «Ми-ме-ма-мо-му»,
  3. «Зи-и-и-и-за-а-ха»,
  4. «Ложкой снег мешая»

Педагог:

Работа над дикцией в песне «Планета Земля».

Рекомендация: при работе над произведением необходимо четко проговаривать согласные звуки и пропевать гласные, правильно распределять дыхание, пропевать фразу не форсируя звук.

Отработка части рэп — в медленном темпе, затем в нужном темпе.

Ребята по очереди отрабатывают дикционно трудные места в произведении.

Педагог: Текст повторять нужно и дома!!!

А сейчас немного отдохнем!

Музыкальная пауза:

Игра: «Летит по небу шар».

Пришло время подвести итоги занятия.

(Заключительная или итоговая часть занятия включает в себя рефлексию.

Подводится итог совместной работы педагога и учащихся с обменом мнениями).

Ребята, что вы узнали нового, что получилось, а над чем надо еще работать?

Давайте дадим позитивную оценку учащимся, выделившимся своим старанием, творческой активностью, трудолюбием.

Домашнее задание. 

Закрепить навыки работы над дикцией, поработать дома над сложными местами в вокальном произведении. Выучить скороговорку по собственному выбору.

Литература.

1.Н.Н. Добровольская «Вокальные упражнения в школе подростков».

2.Ф.М. Аникеев, З.И. Аникеева «Как развивать певческие голос».

3.Е.А. Саричева «Техника сценической речи».

4.Н.Б. Гонтаренко «Уроки сольного пения».

5.Т.М. Орлова «Учите детей петь».

Использование интернет ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.