«Артикуляция. Речевые упражнения на развитие дикции».
План – конспект
открытого занятия вокального ансамбля.
Дата: 27.10.22г.
Возраст учащихся: 11-12 лет
Год обучения: 6 год
Количество детей: 12 человек
Продолжительность занятия: 45 мин
Вид занятия: групповое
Тема: «Артикуляция. Речевые упражнения на развитие вокальной дикции».
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время тренировочных упражнений и во время исполнения вокальных произведений.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному произношению на скороговорках.
Обучение правильному пропеванию дикционных оборотов в музыкально-тренировочном материале и при исполнении вокальных произведений.
Развивающие:
Развитие артикуляционного аппарата, навыков четкого произношения согласных звуков при пении, формирование навыков фразировки музыкального произведения с опорой на дикцию.
Воспитательные:
— формирование речевой культуры,
— воспитание внимательности и трудолюбия,
— воспитание художественно-эстетического вкуса,
— формирование навыков коллективного общения,
— раскрытие индивидуальности учащихся.
Задачи:
Личностные:
— формирование любознательности и заинтересованности, ответственного отношение к учению, готовности к саморазвитию;
— формирование творческой активности;
— развитие этических чувств: доброжелательности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Метапредметные:
— формирование умения определять понятия, обобщать, размышлять, рассуждать и делать выводы;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
— формирование умения самостоятельно работать в информационной среде.
Предметные:
— развитие практических умений и навыков вокального исполнительства на распевках различных типов, дыхательных упражнениях и скороговорках;
— формирование на вокальных упражнениях умения чисто интонировать, качественно звучать с различными динамическими нюансами, штрихами;
— расширять на тренировочных упражнениях диапазон голоса, развивать его подвижность, полётность звучания;
— развивать на логоритмических распевках и музыкальных играх слуховую, музыкальную память, певческую эмоциональность, выразительность.
Тип занятия: комбинированное занятие, основанное на закреплении знаний, выработки умений и навыков с применением педагогических технологий:
— игровая технология
— интерактивная технология
— групповая технология;
— личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом
Вид занятия: групповое
Форма занятия: фронтальная
Методы:
1.Демонстрация-показ.
2.Словесное объяснение, беседа;
3.Метод коллективного творчества с элементами игры;
4.Инструктивно-репродуктивный (упражнения);
Музыкальный материал:
Распевочный нотный и аудио материал, аудио +/- песни «Планета Земля».
Принципы отбора репертуара:
— соответствие с задачами темы занятия;
— доступность, соответствие возрастным особенностям детского восприятия;
— художественный вкус.
Материально-техническое обеспечение:
— просторный класс, оборудованный посадочными местами и партами, компьютер, мультимедийный проектор, синтезатор, музыкальный пульт, колонки, стойки для микрофонов, микрофоны.
Подготовка аудитории к занятию:
— проверяется техническая готовность аппаратуры,
— чистота и проветриваемость помещения за 30 минут до начала занятия.
Подготовительная работа для учащихся:
Дети должны заранее подготовить по одной скороговорке по личному выбору.
План занятия.
1.Вводная часть 5 мин
Организационный момент
— вход в класс;
— приветствие;
— проверка присутствующих;
— инструктаж по технике безопасности;
— обозначение темы и цели занятия.
- Подготовительная часть 5 мин
— артикуляционные упражнения;
— речевые упражнения;
— дыхательная гимнастика;
— вокальные упражнения
- Основная часть 20 мин
Работа над дикцией в вокальном произведении «Планета Земля»
- Физкультминутка 5 мин
- Заключительная часть 10 мин
Подведение итогов.
— рефлексия (закрепление пройденного материала);
— домашнее задание;
— выход из вокального класса.
Ход занятия:
Педагог:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть! Сегодня у нас открытое занятие!
Давайте проверим присутствующих по электронному журналу и готовность к занятию: ваш внешний вид, наличие нотной тетради, блокнота для записи правил и пенал.
Напомним друг другу о технике безопасности: работа с аудиоаппаратурой, правила пожарной безопасности.
Ребята проверяют внешний вид, рабочий стол, отвечают на вопросы по технике безопасности.
Педагог:
Тема занятия: «Артикуляция. Речевые упражнения на развитие вокальной дикции».
Цель нашего занятия: развитие артикуляционного аппарата вокалиста посредством отработки правильного произношения слова во время тренировочных упражнений и во время исполнения вокального произведения.
Основные задачи занятия:
— развить артикуляционный аппарат,
— обучиться правильному произношению на дикционных упражнениях, скороговорках;
— обучиться правильному пропеванию дикционных оборотов при исполнении вокального произведения.
Итак, ребята, давайте вспомним и повторим пройденный материал и узнаем что-то новое по теме занятия (презентация).
Ребята: смотрят на интерактивную доску и отвечают на вопросы педагога
— что такое артикуляция, дикция?
— строение артикуляционного аппарата;
— мимические упражнения, что это такое?
— для чего нужна хорошая дикция вокалисту?
— что такое речевые упражнения, для чего они нужны?
Педагог:
А теперь приступим к практической части занятия.
Для того, чтобы сформировать правильную дикцию необходимо для этого подготовить артикуляционный аппарат.
Артикуляционные или мимические упражнения:
- «Чистим зубки»
- «Маляр»
- «Весёлые губки»
Ребята разогревают речевой аппарат.
Комплекс упражнений на развитие артикуляционного аппарата:
Учащиеся отрабатывают дикцию на сложных слогосочетаниях.
1.Слогосочетания
1.ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПИ-ПЫ
БУ-БО-БА-БЭ-БИ-БЫ
КУ-КО-КА-КЭ-КИ-КЫ
ГУ- ГО-ГА-ГЕ-ГИ-ГЫ
2.СТУ-ЗДУ-СТО-ЗДО-СТА-ЗДА-СТЭ-ЗДЭ-СТИ-СДИ-СТЫ-ЗДЫ
3.ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ
ХТА-ХТО-ХТУ-ХТЭ-ХТЫ-ХТИ
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ
Т-ТА-Т-ТО-Т-ТУ-Т-ТЭ-Т-ТЫ-Т-ТИ
НТА-НТО-НТУ-НТЭ-НТЫ-НТИ
МТА-МТО-МТУ-МТЭ-МТЫ-МТИ
ФТА-ФТО-ФТУ-ФТЭ-ФТЫ-ФТИ
РТА-РТО-РТУ-РТЭ-РТЫ-РТИ
Педагог:
2.Упражнение «Алфавит».
Ребята, вам необходимо под ритмичную музыку прочитать алфавит звуками сначала в медленном темпе, затем в более подвижном.
Цель использования упражнения: развитие артикуляционного аппарата, дыхательная гимнастика, развитие звуковысотного слуха.
Результат: отчетливая дикция, развитие легких, умение различать высоту звука.
3.Работа со скороговорками, частоговорками, чистоговорками, логоритмическими стихами)
Ребята, давайте проговорим скороговорки подготовленные дома и предложенные педагогом различными методами:
- в медленном темпе.
- с акцентом на разные слова
- на крещендо и диминуэндо
- проговаривая или пропевая на одном звуке, как долгоговорку (развиваем и дыхание)
- с разной интонацией: радость, гнев, удивление, восхищение
- от лица разных персонажей: заяц, волк, лиса (актёрское мастерство)
- с предметами во рту (карандаш, пробка, орехи)
Ребята тренируют дикцию на скороговорках.
Педагог:
Если регулярно делать эти упражнения, ваша дикция станет более внятной, разборчивой.
Чтобы приступить к основной части нашего занятия, а это работа над дикцией в вокальном произведении, необходимо сделать несколько упражнений на развитие дыхания и упражнения на разогрев голосовых связок.
Ребята приступают к работе над активизацией дыхания и приведением голосовых связок в рабочее состояние.
Дыхательная гимнастика:
— упражнения по методике А.Н.Стрельниковой,
— долгоговорка «Эклеры»,
— «Насос»,
— «Сдуваем шарик»
Вокальные упражнения:
- С закрытым ртом и на гласный звук «у»,
- «Ми-ме-ма-мо-му»,
- «Зи-и-и-и-за-а-ха»,
- «Ложкой снег мешая»
Педагог:
Работа над дикцией в песне «Планета Земля».
Рекомендация: при работе над произведением необходимо четко проговаривать согласные звуки и пропевать гласные, правильно распределять дыхание, пропевать фразу не форсируя звук.
Отработка части рэп — в медленном темпе, затем в нужном темпе.
Ребята по очереди отрабатывают дикционно трудные места в произведении.
Педагог: Текст повторять нужно и дома!!!
А сейчас немного отдохнем!
Музыкальная пауза:
Игра: «Летит по небу шар».
Пришло время подвести итоги занятия.
(Заключительная или итоговая часть занятия включает в себя рефлексию.
Подводится итог совместной работы педагога и учащихся с обменом мнениями).
Ребята, что вы узнали нового, что получилось, а над чем надо еще работать?
Давайте дадим позитивную оценку учащимся, выделившимся своим старанием, творческой активностью, трудолюбием.
Домашнее задание.
Закрепить навыки работы над дикцией, поработать дома над сложными местами в вокальном произведении. Выучить скороговорку по собственному выбору.
Литература.
1.Н.Н. Добровольская «Вокальные упражнения в школе подростков».
2.Ф.М. Аникеев, З.И. Аникеева «Как развивать певческие голос».
3.Е.А. Саричева «Техника сценической речи».
4.Н.Б. Гонтаренко «Уроки сольного пения».
5.Т.М. Орлова «Учите детей петь».
Использование интернет ресурсов.