Охрана и гигиена детского певческого голоса в условиях вокально-хоровой работы

Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью, ростом детского организма. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их особенность, как способность выдерживать физические нагрузки. Пение — процесс физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии, связанные с дыханием, работой в удобных и неудобных тесситурах, удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать длительные по времени репетиции и концертные выступления. Руководителю следует всегда внимательно относиться к здоровью юных артистов, неспособных выдерживать перегрузки.

Занятия с  детьми нужно проводить в проветренных, не душных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после репетиционного часа занятий имеют отдых (перерыв), способствующий снятию напряжения, своего рода «реабилитация» после сложного урока. Нежелательно проведение репетиций в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит», или поздно вечером, когда наступает время детского биологического сна. В таком случае происходит насилие над детским голосом, что препятствует его естественному звучанию, может навредить здоровью ребенка.

Руководитель должен учитывать то, что  вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара. Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а также шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в состоянии покоя.

До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации запрещалось, однако опыт ряда педагогов нашего времени доказал, что осторожные занятия пением в это время с учетом щадящего режима возможны. В тех случаях, когда голосовой аппарат ребенка нездоров или вызывает проблемы, руководитель хора обязан направить ребенка на консультацию к врачу.

Часто встречаются в практике хоровых коллективов выездные мероприятия — концертные выступления в других районах и городах, отдых в детских лагерях и прочее, где на руководителя хора ложится бремя ответственности за здоровье юных хоровых певцов. Хормейстер обязан правильно организовать репетиции и концерты, питание, отдых, а также заботиться о защите детей от простудных заболеваний.

Также руководитель должен помнить о  голосовом возрастном  диапазоне:

Младший возраст

Средний возраст                                                     

6, 7-10 лет

11—14 лет

c1 — с2, d2

Cопрано: c1, d1 — f2 (g2);

Альты: а — d2 (es2)

Старший возраст

15-17 лет

Сопрано: c1 — g2 (а2, b2);

Альты: (g) а — d2 (es2)

Юноши: с — dl

Хор мальчиков

Дисканты: c1 — g2

Альты: g — f2

Школьный хор

I  голоса: d1 — f2 (fis2, g2);

II  голоса: h — d2 (es2);

III  голоса: b — d2

Список литературы:

Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Пракическое пособие  – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2005 г.

Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. – М., 1990 г

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007 г.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб:. 2000г.

Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии. М.: Академия, 2007.

 Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Д.В. Уклонская. Нарушения голоса. М:. 2006

Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. Астрель. М:. 2005

 Рябченко А.Т. Функциональные нарушения голоса. – М.: Медицина, 1964 г.

Степанова Г.М. Особенности фонопедической работы у детей, страдающих дисфонией, вызванной перенапряжением голоса // Актуальные вопросы фониатрии. – М., 1996г

Уколова Л.И., Самарин В.А., Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом М.: Академия. 2000 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

6 + шестнадцать =