Методическая разработка занятия в вокальном ансамбле «Путешествие в страну Мелодия»

Методическая разработка занятия с использованием игровых технологий для детей 1 года обучения (5-7 лет).

Пояснительная записка

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Каждый из нас наделен им. А как неповторимо звучат голоса детей, как они любят петь и выступать как дома для родителей, так и на праздниках. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический и художественный вкус.

Приходя на первые занятия в вокальный ансамбль, дети еще не знают, чем им предстоит заниматься. И очень важно с первых шагов раскрыть перед ними красоту музыки, показать как необходимо овладение средствами вокальной выразительности, музыкально – ритмическими способностями, что помогает детям свободно и раскрепощено держаться на сцене, что сегодня невозможно  представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими а  актёрскими навыками, что позволяет более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен, приобретать знания музыкальной грамоты. А самое главное оказать влияние на эмоциональные, а, следовательно, мотивационные аспекты личности к занятиям в вокальном ансамбле.

Новизна и актуальность разработки.

Разработка данного занятия обусловлена поиском  оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Занятие проходит в форме игры – путешествия, что способствует эмоциональному общению воспитанников, развитию их творческой фантазии. Каждый ребенок находит  возможность для творческого самовыражения личности через выполнение индивидуальных и групповых заданий. Педагогу данное занятие помогает получить ещё большее представление о музыкальных способностях вновь прибывших воспитанников, насколько они любят музыку и желают научиться красиво и правильно петь, насколько он наделен способностью  и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей. 

Ещё одной отличительной особенностью данной разработки занятия является скоординированная деятельность всех направлений деятельности при обучении в вокальном ансамбле (вокал, музыкально — ритмические движения, хореография, актёрское мастерство), направленных на достижение единой цели.

При составлении методической разработки использованы методы:

  • метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
  • метод общения;
  • метод импровизации;
  • метод драматизации.

Все методы находятся в тесной взаимосвязи. Это помогает педагогу вести в течение занятия такое необходимое живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от одного этапа занятия к другому, поскольку носит эмоциональный характер и вызывает у ребят чувство радости. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.

Занятие построено таким образом, что контроль над эффективностью реализации разработки данного занятия педагог может осуществлять незаметно для воспитанников, так как на последней станции путешествия они сами показывают в игровой форме, насколько реализованы цели и задачи, поставленные педагогом.

Роль и место занятия в  образовательном  маршруте обучающихся, практическое назначение занятия.

Дети, на данном занятии имеют возможность продолжить знакомиться со всеми разделами программы, по которой они будут обучаться на протяжении всего курса по эстрадному вокалу.

Ожидаемые результаты.

Положительный настрой детей на занятия вокалом.

Практическая значимость образовательной разработки занятия состоит в том, что она может быть применена в  кружковой работе,  в общеобразовательных школах, Дворцах детского творчества, домах культуры.

Цель: создание условий для включения детей в систему непрерывного музыкально-эстетического образования посредством занятий в вокальном ансамбле.

Задачи:

  • знакомство детей в игровой форме с основными понятиями песенного жанра;
  • выработка первоначальных навыков подготовки голосового аппарата к вокальному исполнению;
  • развитие познавательной активности детей;
  • содействие эстетическому воспитанию детей;
  • создание у детей атмосферы радости общения и успешности в коллективе.

Оборудование:

Компьютер, музыкальная аппаратура (муз. центр, микрофоны), синтезатор, стулья для детей, ларец, ноты, нотный стан, «волшебная» палочка.

Возраст детей:   5 — 7 лет

План занятия:

  1. Приветствие
  2. Знакомство
  3. Подготовка к «путешествию»
  4. Станция «Нотки»
  5. Станция «Мажор и Минор»
  6. Станция «Театральная»
  7. Станция «Грация»
  8. Станция «Сцена»
  9. Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей.
  10. Прощание.

Ход занятия.

 Перед началом занятия в записи звучат детские песни. Дети занимают свои места в аудитории.

 Организационный момент. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте,  друзья! Хотите побывать в сказочной музыкальной стране? Где прекрасные ученики и добрые педагог, где учиться не нудно, не трудно, а весело и чудно? Такая страна на свете есть, называется она «Мелодия»! 

«Знакомство»

Педагог:  Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте я представлюсь нашим гостям, и вы пропоёте свое имя. Меня зовут Елена Петровна. А как зовут вас?

Дети по одному отвечают.

 Педагог:

Вот мы с вами и познакомились. А теперь поприветствуем друг друга.

Приветствие наше будет немного необычным, музыкальным. Именно так

здороваются в прекрасной стране « Мелодия».

 

Музыкальное приветствие: «Добрый День», «Здравствуй музыка»

Показ педагога.

Дети вместе с педагогом исполняют приветствие.

 Педагог: Молодцы, вы прекрасно справились. 

Вот теперь мы можем отправиться в путешествие. Давайте возьмём с собой самое необходимое: светлую улыбку и хорошее настроение. Главная цель нашего путешествия – увидеть, как прекрасна музыкальная страна, какие герои её населяют.

Подготовка к «путешествию»

Педагог: Для волшебного путешествия и помощники нужны волшебные: необыкновенный поезд. Сказочный поезд мы создадим с вами сами. Давайте сейчас построимся и попробуем изобразить настоящий поезд. Выберем паровоз, а остальные дети будут вагончики.

(флажок и свисток.) Дети изображают поезд.

Чтобы поезд шёл без препятствий нам необходимо смазать рельсы, проверить колёса.

С песней ехать веселей ,но чтоб она лилась звонко мы сделаем несколько упражнений:

Мимические упр, дыхательная гимнастика, долгоговорка «Этажи»,упр . на дыхание шумовые: «задувание свечи», «сильный ветер»- «фу», шелест деревьев, шум моря, «надуваем шарик» ( игровая методика Карцера О.В.);скороговорки: «Мышка», «Кощей», «Карась»; вокальные упр. «Комарики- мошки» « Ма-мо- чка», «Ёжик чихает», «Миша, Маша , Мила», «Лесенка», «Водичка».

 Педагог: Вот мы и готовы! А как мы попадем в страну «Мелодия»?

Педагог достает из ларца скрипичный ключ

 Педагог: Вы знаете, что это такое?

Ответы детей

 Педагог: Правильно, это скрипичный ключ. Он поможет нам открыть дорогу в прекрасную страну «Мелодия».

Педагог крепит скрипичный ключ на нотный стан.

страны «Мелодия» (играет сказочная музыка) 

 Педагог: Дорога открыта, путешествие начинается.

Но что за путешествие без веселой песни? Чтобы дорога была веселей давайте петь несложную песенку.

Чух-чух-чух, ту- ту-ту,

Белые барашки

Выдувает на ходу

Паровоз-букашка.

Молодцы, у вас здорово получается!

 Голос педагога: Внимание! Мы прибываем на станцию «Нотки».

 Станция «Нотки»

Педагог: Наша первая остановка. Посмотрите, ребята, какой замечательный

ларец. В этом ларце спрятались 7 очень дружных ноток.

А вы знаете их имена?

 Ответы детей (До, ре, ми, фа, соль, ля, си).

 Педагог: Правильно!

 Посмотрите на доске домик и там из окошек смотрят на нас нотки.

Из окошка домика на первом этаже дети видят ноту «ДО»

 Педагог: В стране «Мелодия» нота «ДО» — символ доброты и дружбы. Эта нота поможет Вам найти много друзей.   

Педагог: На втором этаже живет «РЕ» -радость творчества, работа. Как вы думаете, чтобы красиво и правильно петь, нужно много РЕгулярно трудиться?

 Педагог: Да пение это регулярные занятия и много труда. Давайте узнаем, а кто же живет у нас на 3 этаже – нота «МИ», что означает Мир песни.

 Песни бывают разные: песня народная и песня, создаваемая композиторами и поэтами. И познакомить нас с этими песнями в дальнейшем сможет нотка «МИ».

Подскажите, кто живет на следующем этаже?

 Ответы детей

 Педагог: Правильно! Нота «ФА». Эта нотка поможет нам фантазировать. В стране Мелодия все большие фантазёры и выдумщики!

открывается окошко домика, и дети видят ноту «СОЛЬ»

Педагог: Вот мы и на этаже «СОЛЬ». В нашей стране это означает

сотрудничество, согласие, сотворчество. Эти качества очень важны, когда

жители страны поют хором. Но в нашей стране учатся петь и по одному.

Такое пение называется сольным и такой исполнитель солист.

Педагог: Этаж нотки «ЛЯ». ЗемЛЯ… Эта нотка знакомит своих друзей с

тем, что происходит на нашей земле. Она рассказывает о разных событиях.

Открывается окошко домика, и дети видят ноту «СИ».

Педагог: Последняя жительница дома – нота «СИ». «СИ» – это сила. Сила

творчества, сила фантазии, сила дружбы.

Слева знаки, дальше – точки,

Между ними есть крючочки. Ну-ка, их произнеси –

Дети: До, ре, ми, фа, соль, ля, си!

Педагог: А теперь наоборот –

Дети: Си, ля, соль, фа, ми, ре, до.

Педагог: Чтобы с ними подружиться,

 Надо музыке учиться.

 Мир прекрасный ты откроешь,

 Если нотки все освоишь.

 В мир волшебный попадёшь –

 Вместе с ними запоёшь!

 Будешь с нотками дружить –

 Музыкально будешь жить.

 Жить без музыки, дружок,

 На земле никто не мог.

«Ворона»- сольмизирование мелодии песни (методика С.и Е. Железновых).

Вот мы и повторили  нотки . С семью музыкальными друзьями мы ще обязательно встретимся, а пока отправляемся в путешествие в поисках новых друзей.

Дети начинают движение по аудитории. Звучит коротенькая песенка «Вот мы на вокзале»

Поезд останавливается

Педагог: Внимание! Мы прибываем на станцию «Мажор и Минор».

Станция «Мажор и Минор»

Педагог: Наша вторая остановка. И мы попали с вами к двум братьям, с

которыми, я надеюсь, мы подружимся. А зовут их Мажор и Минор. И сейчас

я хочу познакомить вас с одной замечательной сказкой. Жили — были два

брата: Мажор и Минор. Мажор был старшим, а минор — младшим. Старший

брат всегда веселился:

Я — лад мажорный: радостный, задорный!

А младший — грустил и вздыхал:

Я печальный с давних пор, потому что я — минор.

Несмотря на разные характеры, братья никогда не ссорились и жили дружно.

Вот однажды отправились они в лес по грибы да по ягоды и заблудились…

Ох, пропадём, в яму упадём, запричитал минор. Никогда нам из этого леса не

выйти…

Да что ты расплакался, успокаивал его старший брат. Не горюй, а лучше

песенку спой!

Исполняет песню: Я минорный звукоряд,

                                Грустных звуков длинный ряд,

                                Песню грустную пою и сейчас я зареву…

Песня получилась у минора очень уж грустная. Загрустил вместе с ним весь

лес, печально зашелестела трава, затих ветерок, даже птички замолчали. А

солнышко спряталось за тучку от грустной песенки минора.

Нет, братец, так не годится! — воскликнул мажор. Давай-ка я спою!

И запел мажор свою песню: Все мы дружно стали вряд,

                                                 Получился звукоряд.

                                                 Не простой — мажорный, радостный, задорный.

Встрепенулся лес, выглянуло солнышко, защебетали весело птички, подпевая

старшему брату мажору.

А ну-ка, братец, веселее шаг! Смотри, как ярко светит солнце, как щебечут

птицы! Слышишь? Журчит ручей! Вот в какую сторону нам идти!

Так с весёлой песней и выбрались братья из леса!

Понравилась вам сказка?

Так как же зовут двух братьев музыки?

Ответы детей (Мажор и минор).

Педагог: А как вы думаете, какие можно выполнять движения под музыку

мажора? А минора?

(Мажор — активные: хлопки, прыжки и т.д., минор — плавные.) Мы с вами

сейчас проведём игру. Будет поочерёдно звучать музыка. Когда вы услышите

мажор, нужно будет хлопать в ладоши, как только зазвучит минор —

покачивать руками из стороны в сторону над головой. Всем ясно задание?

Посмотрим, кто из вас самый внимательный!

Проводится игра, звучит разнохарактерная музыка.

Педагог: Молодцы, вы все научились разбираться с настроением музыки, а

значит, подружились с Мажором и Минором. Но наше путешествие

продолжается, и необыкновенный поезд вновь отправляется в путь.

Дети вновь образуют поезд и с песней «отправляются в

дорогу». Звучит музыка

Поезд останавливается.

Педагог: Внимание! Мы прибываем на станцию «Театральная».

Станция «Театральная»

Педагог: Мы не зря остановились на этой станции. Любой человек,

выступающий на сцене, будь то актер, музыкант или певец дарит зрителям не

только свое творчество, но и эмоции. А вы знаете, что такое эмоции?

Ответы детей: радость, печаль, грусть, восхищение и т. д. А как мы

можем передать эти эмоции? Интонацией голоса и мимикой (выражением

лица)

Педагог: Сейчас я прочитаю текст уже знакомой нам песенки, а вы

внимательно послушаете, а потом ответите, получилось ли мне интонацией

голоса и мимикой передать характер и содержание текста?

Педагог читает строки не в характере, грустно и затянуто.

Педагог: Плывут за окошком поля и леса,

                 Мы едем туда, где нас ждут чудеса,

                 И солнышко светит и речка блестит

                 И наш паровозик так быстро летит.

Нет, не удалось мне передать настроение, потому что текст из весёлой,

задорной песни. И написал её Александр, а помог ему один из наших друзей

Мажор. Давайте вместе с вами прочтём строчки весело?

Дети пытаются проговорить строки весело, задорно, звонко.

Музыкальные игры: « Рыбка и стрекоза», « Песенка про куклу», «Щи».

Педагог: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Пришло время

отправляться дальше…

Дети начинают движение по аудитории. Звучит

музыка. Дети, поют «Паровоз-букашка»

  1. Станция «Грация»

На экране компьютера танцующая девочка.

Педагог: Внимание! Мы прибываем на станцию «Грация».

Чтобы весело нам петь,

 Нужно телом нам владеть.

 Всем под песню танцевать,

 Песней с танцем покорять.

Когда певец поет на сцене, он не только должен хорошо петь, но и

обязательно уметь красиво двигаться. На станции «Грация» мы с вами

попробуем выучить несколько танцевальных движений, которые вам

обязательно пригодятся для выступлений. А поможет нам в этом паровозик

из «Ромашкова». Будьте внимательны, слушайте музыку и повторяйте

движения за мной .

Педагог: Замечательно! Вы просто настоящие танцоры. Все движения у вас

замечательно получаются. Они нам обязательно пригодятся на следующей

станции. И снова в путь.

  1. Станция «Сцена»

Педагог: Внимание! Мы прибываем на станцию «Сцена».

Педагог: Ну, вот, ребята, мы с вами и приехали на одну из самых главных

станций страны «Мелодия» — станция «СЦЕНА». Все кто попадает на эту

станцию, становятся настоящими артистами. И верным другом им

становится Микрофон.

Посмотрите, как они улыбаются и очень ждут, когда окажутся в ваших руках,

но …

Но чтобы микрофон действительно был помощником исполнителю, надо

уметь им пользоваться. Как вы думаете, как нужно пользоваться

микрофоном?

Ответ детей

Педагог: У вас интересные предположения. И во многом вы правы. Как со

всеми друзьями, так и с микрофоном нужно обращаться бережно.

В микрофон не надо кричать, но и не надо просто напевать.

В микрофон нужно петь ясно, четко и чисто, чтобы слышно было все слова и

не было фальши.

Не надо бояться микрофона. Сначала ваш собственный голос покажется не

вашим, так как микрофон имеет свойство искажать звуки.

Не надо держать микрофон за головку, а то звук будет глухим.

Но это еще не все.

Держать микрофон нужно в одной руке. 4 пальца должны располагать

наверху все вместе, а большой внизу. Микрофон не должен закрывать ваше

лицо и располагаться на расстоянии 5 -10 сантиметров. Звук должен попадать

в середину микрофона.

Итак, я надеюсь, что вы теперь вооружены знаниями и готовы к работе с микрофоном.

На протяжении всего рассказа педагог демонстрирует правильное

обращение с микрофоном.

Педагог: Сейчас мы с вами попробуем спеть песню с микрофонами,

вспомнить, как мы учились быть актерами на станции «Театральная» и

движения, которые выучили когда были на станции «Грация». Если мы с

вами будем внимательны, то у нас получится настоящее выступление

маленьких артистов. Дети исполняют песню «Гламур».

Подведение итогов занятия. Выявление настроения детей.

Педагог: Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие. Но в

стране «Мелодия» еще много, много интересного. Занимаясь вокальным

творчеством, вы сможете узнавать об этой стране все больше и больше.

Понравились ли вам наши приключения?

Ответы детей

Педагог: А вы знаете, что вы так понравились нашим новым друзьям, что

они передали вам подарок.

Педагог достает музыкальную шкатулку. Шкатулка открывается. Звучит

волшебная музыка.

Педагог: В этой шкатулке разноцветные нотки , с помощью которых мы с

вами можем сочинять свою настоящую МЕЛОДИЮ. Надеюсь вам понравилось путешествие, прикрепите себе нотки значки и пусть мелодии живут в вашем сердце!!!

Прощание.

Педагог: От общения с музыкой  мы стали сегодня чуть-чуть красивее и добрее.

Несите эти чувства в наш мир, и он станет лучше! Вы были замечательными

попутчиками, обещайте не забывать дорогу в музыкальную страну

«Мелодия». Спасибо вам

большое. До новых встреч, друзья!

 

Автор методической разработки:
педагог дополнительного образования
Потехина Елена Петровна

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.