Введение
Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирования познавательной мотивации.
Использование информационных технологий повышает заинтересованность учащихся предметом обучения, способствует лучшему усвоению изучаемого материала, сокращает потери времени при проведении занятий и самостоятельной работе учащихся. Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной центре дополнительного образования уже сегодня можно с помощью ИКТ и электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — послушать концерт, выступления ведущих детских вокальных коллективов, посмотреть даже оперные и балетные спектакли в Сети Интернет, узнать новости музыкальной жизни и многое другое. Для педагога — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога. В настоящее время существует множество цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР), которые могут использоваться в практике работы современного педагога, как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий. Включение ИКТ- компонента в учебный процесс изменяет роль средств обучения, используемых при преподавании различных дисциплин, в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся — его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение ИКТ- компонента в учебном процессе позволяет увеличить объём информации, сообщаемой ученику на занятии, более активно по сравнению с обычными формами урока организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации. Использование ИКТ- компонента на занятиях приводит к активации умственной деятельности, формирует положительную мотивацию у большинства учащихся к этим занятиям.
Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в сети. Для использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе наиболее применимы следующие методы: метод проектов, метод информационного ресурса; метод демонстрационных примеров.
А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы нацпроекта «Образование” называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. ЭОР — это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук в полиграфическом издании невозможны. Важное достоинство ЭОР состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), педагоги могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы дляучащихся.
ИКТ, ЦОР — важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного педагога, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности. Дополняя широкий спектр педагогических (образовательных) технологий, ИКТ помогают решить вопросы формирования общей коммуникативной компетенции — условия успешной социализации обучающихся.
1.Актуальность использования на занятиях в вокальном объединении информационно-коммуникативных технологий
Для современного ребёнка компьютер является равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которых ему так не хватает. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учёбе, но и возможности регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрения правильных решений позитивно складываются на мотивации. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе — неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Источником мотивации является занимательность.
Мультимедийные возможности-компьютера позволяют заменить многие традиционные для школы технические средства обучения, обогатить любой урок качественными наглядными, аудио-и видеоматериалами.
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на музыкальных занятиях позволяет:
- активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика;
- моделировать различные ситуации и среды;
— создать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на художественном развитии ребенка.
Современный занятия в вокальном ансамбле – это занятия, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты.Занятия в вокальном ансамбле и эстрадном вокале характеризуютс созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать занятие современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности педагога, это способствует значительному повышению качества образования.
Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии занятия, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.
3.Направления использования ИКТ в работе:
•как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);
•закрепление изложенного материала (обучающие программы);
•контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты);
•подготовка презентаций, докладов, выступлений.
Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, слушают музыку в качественной записи, просматривают фрагменты произведений видеозаписи, имеют доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.
Дети сегодня совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию. Следовательно, изменяется и статус, и роль педагога, внедрение научных достижений педагогики, психологии, технических средств – требования современности.
Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений искусства.
У детей младшего и среднего школьного возраста более активным является эмоциональное восприятие, непосредственное выражение чувств, но часто ограничивающееся формулой «нравится – не нравится”. Даже анализ художественного произведения происходит на уровне эмоций.
В настоящее время каждый ребёнок ежедневно встречается с «экранными искусствами” (видео, кино, телевидение), которые обладают большой силой эмоционального, нравственно-эстетического воздействия.
Использование на занятиях в вокальном ансамбле и по вокалу материалов видео и киноискусства позволит детям не просто с интересом смотреть, но и в процессе беседы разбираться в своих чувствах, возникших при просмотре. Делиться своими впечатлениями с друзьями, слушать их мнения, выполнять творческие заданияи, возможно, начать видеть то, чего раньше не видели, понимать то, чего не понимали и понимали не так, как понимают другие.
Использование ЦОР открывает новые перспективы для развивающего обучения, создает принципиально новые возможности для формирования учебной самостоятельности детей. Использование ЦОР позволяет максимально активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует развитию активности, инициативности, самостоятельности. Создает условия для формирования практических навыков анализа информации и интереса к различным ее источникам, самообучения, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации, активного участия самих детей в процессе приобретения знаний, формирования универсальных учебных действий.
Использование инновационных технологий на занятиях в вокальном ансамбле и вокале делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.
4.Перечень и анализ компьютерных технологий используемых на занятиях в вокальном ансамбле и индивидуальном вокале.
Педагоги по вокалу могут широко использовать электронные энциклопедии и справочники, в которых собраны статьи о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, о музыкальных стилях и жанрах. Данные справочники богато иллюстрированы, содержат видеоматериалы и фрагменты музыкальных произведений. Это такие программы, как «Шедевры классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки», «Полная энциклопедия джаза», и другие.
Весь материал на компакт-дисках хорошо структурирован и легко доступен, что существенно экономит время при подготовке педагога к занятиям, обогащает и украшает урок, делает его интересным для учеников.
Однако использовать на уроке электронные энциклопедии не всегда удобно. Для мультимедийного оформления конкретного занятия многие педагоги используют программу Power Point, входящую в пакетMicrosoft Office. Эта программа позволяет создавать многостраничные презентации, включающие графическую, аудио- и видеоинформацию. Демонстрировать такую презентацию можно при помощи проектора. PowerPoint легко самостоятельно освоить даже начинающему пользователю ПК.
Использование на занятиях в вокальном ансамбле и вокале Интернет-технологий привнесет много нового в образовательный процесс. Для педагога и его учеников открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Интернет становится именно тем проводником, который откроет новые возможности для развития, самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования. Мне кажется, что заинтересованный своим делом педагог может создать свой собственный сайт, где учащиеся самостоятельно найдут необходимую дополнительную информацию. Такой сайт есть у меня konfetti- voice.ru
Рассмотрим виды цифровых образовательных ресурсов:
- Электронные учебники на CD дисках
- Базы цифровых образовательных ресурсов в сети Интернет (представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса)
- Апробированные авторские методики по использованию ЦОРов в образовательной деятельности.
- Список образовательных ресурсов сети Интернет (наиболее часто сайты и порталы).
Цифровые образовательные ресурсы, которые можно использовать как комплекс средств обучения — это презентации: информационные, комбинированные, текстовые, диагностические, дидактические и т.д.
Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов,
музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты
художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов,
фрагменты исполнения музыкальных произведений для создания эффекта
сопричастности учащихся к созданию музыкальных образов, фрагменты народных
праздников.
Анимация: фрагменты
мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения
учебной темы.
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и
исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и
направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения
изобразительного искусства.
Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры,
поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных
понятий программы.
Звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений, а также песен
(«минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность детям участвовать в их
исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
Литературный ряд: доступные,
емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых
для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов. Отрывки
стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий,
соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная
характеристика музыкального произведения).
Творческие (интерактивные) задания для
учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на
осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью
развития музыкальной культуры школьников.
Электронные музыкальные энциклопедии: Кирилла и Мефодия, История
искусства, энциклопедия Классической музыки, энциклопедия МХК. Это группа
программ, каждая из которых уникальна сама по себе. Наиболее интересными
являются «Энциклопедия классической музыки» (Интерактивный мир), «История искусства»
(Кирилл и Мефодий). Эти два программных продукта вполне могут использоваться
совместно, дополняя друг друга.
«Энциклопедия классической музыки» — занимательно-познавательная
программа, включающая в себя словарь музыкальных терминов, биографию большого
числа композиторов, информацию об исполнителях, музыкальных произведениях.
Также она содержит множество музыкальных иллюстраций, аудио- и видеофрагментов,
анимационные ролики, мультимедиа-экскурсию по музыке стран мира, а также
интерактивную викторину, позволяющую каждому проверить свои знания. В доступной
занимательной форме представлены сведения о принципе строения и звучании
музыкальных инструментов.
Не менее интересна «История искусства» (Кирилл и Мефодий),
которая:
- принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;
- представляет ученику широкие возможности для реализации творческих способностей и эффективного усвоения изучаемого материала;
- содержит большое количество статей об исполнителях и композиторах, словарь терминов, аудио- и видеофрагменты, иллюстрации, экскурсии по
стилям и направлениям;
- содержит диагностические интерактивные материалы, примерные темы исследовательских заданий для учащихся;
- аудио – визуальное представление материала наряду с интерактивными формами обучения обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом, эмоциональном уровне.
Применение материалов из электронных музыкальных энциклопедий упрощает учителю подготовку к урокам, позволяет наполнить их мультимедиа-содержанием, тем самым, оптимизируя, обогащая урок музыки, повышая эффективность работы со школьниками.
Использование электронных презентаций Microsoft PowerPoint помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке темы. Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока. Можно варьировать фон слайда, расположение репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположением картинок в определенном порядке. Удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию. Тексты, которые детям следует записать в тетрадь, также помещаются на слайдах презентации. Это освобождает педагога от продиктовки и позволяет ребенку работать в привычном для него темпе. Важно, чтобы текст был лаконичным и написан крупными буквами.
Также ученики готовят и выступают с презентациями.
Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Главное в работе современного педагога – это приучить ребят к
самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету.
Учитель не должен разговаривать «на тему о музыке» и передавать информацию о
ней. Он должен затронуть души
детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения,
исполнять их, встречаться с музыкой не только на занятиях, но и в повседневной
жизни.
Использование анимированной музыки – это еще одна форма воспитания эмоциональной отзывчивости у детей, развитие воображения, формирования художественных и музыкальных образов, а также анимированная музыка создает общую психологическую атмосферу события. Просмотр мультипликационного фильма (например: мультфильм «Детский альбом» на одноименную музыку П. И. Чайковского, мультфильм «Картинки с выставки» на музыку М. П. Мусоргского, мультфильм «Камаринская» на музыку одноименной Фантазии М. И. Глинки или художественного фильма (отрывки из х/ф «Александр Невский», из мюзикла «Моя прекрасная леди» др.) на музыку известного композитора не только «умножает» эмоции, но и несет функцию поддержки развития драматургической формы. Музыка здесь может и предвосхищать события, и выступать неким эпилогом, досказать сюжет в концовке, на титрах.
Полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету. При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости.
5.Помощь компьютерных технологий в решении творческих задач
Современный ученикне всегда воспринимает учителя с мелом в руке. Зачастую информация, которая предлагается вниманию учащихся, носит познавательный характер, представляет определенный интерес. Но это с точки зрения взрослого человека, имеющего и жизненный и музыкальный опыт. Тем не менее, я всегда задаю себе вопрос: «А интересно ли детям на таких занятиях? Что ценного выносят они из общения с нами – взрослыми?» К сожалению, чаще всего мы обнаруживаем безразличное отношение, отсутствие интереса. Почему же высокохудожественные произведения, эмоциональный учитель, насыщенный информацией урок не находят отклика в сердцах и душах детей? Как сделать урок интересным, запоминающимся, развивающим ученика, нравственно и эстетически воспитывающим? А ведь современному ребенку интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или интерактивная доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и педагог, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников.
Занятия в вокальном ансамбле и эстрадном вокале -художественно-эстетического цикла и должны создавать условия для формирования и развития музыкальной и художественной культуры.
Как же сделать занятие более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы ребёнок шёл на встречу с настоящим, подлинным искусством в предвкушении нового, захватывающего, созвучного с внутренними побуждениями и желаниями? Как сделать, чтобы в наше время, когда в обществе царят беспредел и жестокость, а многие привычные для нас вещи теряют свои ценности, уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное “Я”?
Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия связанные с искусством, открывает новые возможности. Применение информационных технологий на занятиях в вокальном классе реально становится базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.
С помощью мультимедиа презентаций, дети могут виртуально бродить по залам музеев (например, музею музыкальных инструментов), изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту, присутствовать в большом театре и слушать симфонический оркестр в исполнении музыкантов, смотреть оперу и балет. Перед детьми очень наглядно представляется картина всего музыкального искусства: произведения классической музыки, видеофрагментов, оркестра, группы инструментов, звучания каждого инструмента.
ИКТ очень удобны при проведении уроков и дают детям полную картину музыкального мира, а так же оказывают положительное воздействие на эмоциональный настрой ребенка, развивают художественный вкус и дают возможность получать знания в области культуры и искусства.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе занятия.
Подготовка презентаций — серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Программа Power Point дает возможность использовать на занятиях карты, рисунки, портреты композиторов, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно использовать на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, к тому же они любят игровые формы работы. Чтобы избежать излишней «учености» постепенно можно вводить на занятиях музыкальную терминологию, используя в презентации слайдов учебно-развивающую программу, которая в доступной форме рассказывает о сложных понятиях. Всё это сопровождается красочными, яркими рисунками. Рисунки и иллюстрации, так же формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки, загадки активизируют процесс запоминания учебного материала, делают занятие более увлекательными, интересными и веселыми.
В работе применяются диски с фонограммами песен, исполняемые оркестром или эстрадным ансамблем. Несомненно, детям гораздо больше нравится петь под аккомпанемент эстрадного ансамбля или симфонического оркестра, нежели под звуки простого фортепиано и стандартного инструментального сопровождения.
Интереснейший методический прием использования с микрофоном позволяет детям раскрыть себя в новых возможностях и показать себя с лучшей стороны. Ведь дети так любят петь и выступать на сцене, особенно чувствовать себя артистами и подражать им. Это мощный дополнительный стимул для занятий в вокальном объединении. Дети обретают возможность показать себя с лучшей стороны, а, получая микрофон и поддержку коллектива, чувствуют себя настоящими артистами. Пение с микрофоном для многих детей, увлекающихся модными эстрадными «звездами», особенно привлекательно.
Можно проводить на занятиях конкурсное исполнение – «кто лучше споет» (о чем можно судить, к примеру, не только по реакции класса, но и по баллам, выставляемой компьютером). Кроме того, караоке позволяет проводить такие мероприятия, как «Угадай мелодию», «Два рояля» и т.д. В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительные влияния игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге, интенсифицирует процесс музыкального развития детей.
При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается пианино педагога, которого не может заменить ни один компьютер. И если педагог хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, не похожей на работу в прошедшем учебном году, то он будет стремиться идти в ногу со временем, использовать современную технику, но ни одно, даже самое универсальное средство не станет панацеей, если учителю самому не интересно, он не увлечен тем, что делает. Главное в работе помнить, что мы не должны разговаривать «на тему о музыке», не передавать информацию о ней. Мы должны затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения классиков, встречаться с музыкой не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Но, конечно не стоит забывать, что важной составляющей музыкальных занятий является живая музыка и её ни чем не заменить!
Современный урок должен быть насыщен новыми приемами педагогической техники на всех его этапах.
Использование готовых программных средств или созданные самим педагогом электронные разработки и презентации, дает возможность повысить эффективность процесса обучения. Создание и использование презентаций, электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий – весьма интересное и творческое дело.
Подготовка к такому занятию становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Современные компьютерные технологии значительно расширяют
возможности преподавателя теоретика в выборе материала и форм организации
познавательной деятельности учащихся. Медиапедагогика предлагает новый вид
дидактического материала — компьютерная презентация. Это электронная обучающая
презентация, представляющая способ наглядного представления информации с
использованием аудиовизуальных средств.
Компьютерные презентации – это эффективный метод
представления и изучения любого материала на музыкальных занятиях. Это
оправдано тем, что его применение позволяет совмещать работу с визуальной,
текстовой и аудиальной информацией. Представление учебного материала в такой
форме включает механизмы, не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной
памяти. Презентация музыки на уроках в таком формате – это эмоциональный тонус,
увлечение, погруженность в материал, что позволит значительно повысить уровень
участия самих учащихся в процесс обучения.
Использование компьютерных технологий на занятиях в вокальном ансамбле и
вокале дает возможность наиболее ярко и быстро преподнести разнообразный
материал для обучения и воспитания подрастающего поколения. Но для этого
преподавателю необходимо хорошо владеть компьютером и быть хорошо
информированным (или иметь возможность пополнять информацию) о поступлениях
новых компьютерных технологий, пригодных к использованию на музыкальных
занятиях и адаптированных на разный возраст обучающихся, их интересы, соответствующих
программному содержанию.
Дополнительное проецирование зрительного ряда помогает создавать общность происходящего на уроке, отдельные отсканированные иллюстрации из учебников для показа их на большом экране с помощью мультимедиа-проектора, подбор живописных полотен, соответствующие настроению музыкального произведения. Применение такой формы урока способствует эмоциональному наполнению внутреннего мира обучающихся. Отдельные темы уроков можно оформить в форме мини-презентаций.
Использование анимационных форм способствует повышению внимания детей и усиливает эмоциональное воздействие.
Использование творческих заданий также заинтересовывают детей. По итогам занятия, полугодия, года может быть проверочная работа в виде зачета, экзамена, аттестации в форме тестов, решения интересных ребусов и шарад, головоломок, чайнвордов, простых и сложных кроссвордов, можно не только в индивидуальной деятельности, но и в коллективной. Для этого необходимо проектирование на экране. Такая форма работы нравится детям, создает удивительную атмосферу общности и конкуренции (желание отгадать первым) одновременно. Также это облегчает подготовительную работу педагога перед уроком – нет необходимости чертить кроссворды или рисовать сложные чайнворды в форме музыкального инструмента или знака. При решении кроссвордов ответы фиксируются в клетки непосредственно с помощью компьютерной клавиатуры. Проектирование музыкальных ребусов, которые состоят из букв и нотной записи, позволяет «прочитывать» целые сказки, что не только творчески развивает, но и помогает усваивать и закреплять нотную грамоту в интересной и увлекательной форме.
Применение цифровых образовательных ресурсов позволяет существенно снизить затраты времени на преподнесение нового материала, дает возможность получить большую отдачу от работы детей в учебное время, развить интерес к предмету, организовывать проектную деятельность.
Использование медиа – ресурсов как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству композиторов, направлениям в искусстве, к развитию музыкальной культуры в стране и мире, позволяет использовать на уроке разные произведения искусств, произведения музыки, литературы, фольклора.
Музыкальные занятия – это особенный предмет. ИКТ не могут заменить творчество учащихся. Вместе с тем данный предмет несёт в себе значительный потенциал для использования ИКТ. Музыкальное занятие с применением компьютерной поддержки развивает творческие способности и эстетический вкус учеников.
Введение в учебный процесс компьютерных и информационных технологий повышает качество учебного процесса за счет не только большой и современной информированности, но и за счет осмысления этой информации, достигаемого в результате активной, мотивированной, напряженной работы с учебным материалом, компьютерными моделями, информационными сетями в тесном сотрудничестве с педагогом.
Широкое применение информационных технологий способно развивать творчество учащихся, повысить эффективность методов обучения для всех форм организации учебного процесса.
Выводы
Радость познания — важная составляющая часть занятия. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства.
Медиаобразование — очень распространенное на сегодняшний день
понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании
(аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной
презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях
медиа.
В последние годы стремление к новым качествам и
улучшению результатов преподавания музыкальной литературы вызвало активный
поиск новых подходов и методов обучения. Современное занятие в вокальном
ансамбле — это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической
техники. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и
приобретения навыков является, как известно, познавательная активность
учащихся. Речь идет о формировании у детей установки на активную учебную
работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде
всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в
обучении, его мотивация.
Сегодня компьютерные презентации, цифровые
образовательные ресурсы на музыкальных занятиях — это одно из перспективных
направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует
такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются
в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы
проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование
информационно-компьютерных технологий на музыкальных занятиях способствует
решению основных задач предмета и дает возможность:
-по новому использовать на занятиях музыкальной литературы текстовую, звуковую
видеоинформацию и ее источники;
-обогащать методические возможности урока, придать ему современный
уровень;
-помогать активизации творческого потенциала учащихся;
-способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
Возможности компьютера в оснащении предмета музыки
можно определить следующими позициями:
-обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
-поддержка контроля знаний и навыков;
-организация различных форм креативной деятельности.
Анализируя опыт внедрения современных технологий, приходишь к
выводу, что использования на занятиях в вокальном ансамбле компьютерных
презентаций позволяет:
-сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет
богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой
формы работы для учащихся;
-эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала;
-организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся
(разработка презентаций, участие в проектах).
В настоящее время
использование информационных технологий оказывает заметное влияние на
содержание, формы и методы обучения. Современные дети активно используют
персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня
мультимедиа технологии — одно из перспективных направлений учебного процесса в
музыкальном образовании. Успешное их применение видится в совершенствовании
программного и методического обеспечения, материальной базы, а также повышения
квалификации преподавательского состава.
Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. В
настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации музыкального образования.
«Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени». Современный педагог по вокалу, знакомый с новыми компьютерными технологиями (мультимедиа) и владеющий этим языком, обладает большими возможностями для решения проблемы формирования интереса учащихся не только к лучшим образцам музыкального искусства, но и к самому предмету в целом. Умения педагога по вокалу представить учебную информацию современным, привлекательным и понятным для молодежи языком компьютерных технологий в конечном итоге будут работать и на повышение престижа профессии педагога.
Использования современных информационно — коммуникатиных технологий позволяет оптимизировать учебно-образовательный процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.
Список использованной литературы
- Адаева Н. «Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в детской школе искусств». – М., «Искусство в школе» В.2, 2009.
- Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2013.
- Королева Е. А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» Москва, «Просвещение», 2014.
- Как преподавать музыкальную литературу. М.,2007.
- Кадина Г. В. «Мультимедиа технологии – одно из перспективных направлений учебного процесса». – М., «Музыка в школе», № 3, 2009.
- Линник Т. С., А. О. Бороздин. «Новые компьютерные технологии и развитие воображения у младших школьников». – М., «Музыка в школе», № 5, 2010.
- Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2010.
- Музыкально-компьютерная программа «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» РООИ БЦ «Гармония» — третье издание, 2014.
- Меньшикова Н. А. «Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству». – М., «Музыка в школе», № 4, 2012.
- Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2012.
- Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: Владос, – 2010.
- Прилуцкая. Н. В. «Формирование интереса к музыке у школьников». – М., «Музыка в школе», № 4, 2011.
- Садикова И. М. «Обучающие компьютерные программы на уроке музыки». – М., «Музыка в школе», № 3, 2009.
- Чернышов А. В. «Медиамузыка в системе музыкального образования». – М., «Музыка в школе», № 4, 2009.